Часть вторая. Систематическая
Глава пятая. Богословское учение св. Григория Паламы. (краткий очерк).
«Здесь предел того, что Херувимы закрывают крылами».
(Св. Афанасий Великий. «К Серапиону» 1, 17).
7. Мировая Душа.
...В 3-й Главе он пишет: «Эллинские философы говорят, что небо вращается природною силою Мировой Души». ... Палама не соглашается с этим по следующим соображениям. … Какова же эта Душа? Не разумна ли она? «Но в таком случае она должна быть свободна, и не может она поэтому всегда все одними и теми же движениями двигать небесное тело: ибо свободные существа
каждый раз по разному двигаются...»
...Впрочем, душа, по их мнению, двигающая небесное тело не разумна. В таком случае какова же она? Ведь если она, по их словам, есть источник наших душ, то как же может она не быть разумной, чувственной и природной? Ни одно из видимых нами тел не двигается без помощи органов, а в данном случае мы не видим ни одного органического члена ни у земли, ни у неба, ни у какого либо другого из составных элементов, потому что всякий орган составлен из разных составных естественных частей, тогда как каждая из стихий, а особливо небо по своей природе просты.