Архимандрит Киприан (Керн) (1899-1960) Антропология св. Григория Паламы (1950) М.: 1996 г.

Feb 07, 2024 02:13

Часть первая. Историческая
Глава третья. Святоотеческое учение о человеке. (Антропология великих догматических споров).
Эпоха тринитарных споров.
«То, что мы излагаем не является плодом наших личных домыслов, но это то, чему мы научились от святых отцов». (св. Василий Великий. Письмо 140).
Немезий Емесский.
5. Назначение человека.
...От мира животного человек отделен существенными различиями. Прежде всего, только человеку свойственно смеяться. Отрадно, что смех и веселие не взяты им под подозрение и не осуждаются, как грех.
Но что особенно важно, это то, что человеку дан особый дар, приближающий его к Творцу, способность творчества. «Только человеку принадлежит познание искусств, наук и их приложения. Потому только человек и называется животным разумным, смертным и способным к науке». Животным, т. к. он существо одушевленное, чувственное и этим, собственно, и определяется животное; разумное, чтобы его отличать от неразумных, бессловесных; смертным, чтобы его отличать от других разумных, но бессмертных существ; способным к науке, т. к. через изучение мы познаем искусства и науки. «Поистине мы имеем природное расположение к познанию и науке, но только трудом мы их приобретаем». Здесь Немезий повторил и развил мысль Секста Эмпирика, который в «Hypotyp. Pyrrh.» II, 5 говорит: «другие называют человека животным словесным, смертным, способным к познанию и науке». Это же когда то высказывал и Аристотель.
В святоотеческой литературе мало говорилось о творческой способности человека. Проблема культуры не увлекала мысль того времени. Поэтому особенно ценно, когда яа вопросах культуры и познания эта мысль останавливалась. Это будет иметь значение и для богословия Паламы.

Антропология христологических споров.
...Оба крайних воззрения на человеческую природу, - александрийское и антиохийское удачно определены терминами: 1. «антропологического минимализма», т. е. самоуничижения человека, гнушения им, наиболее ярким представителем какового направления был Лаодикийский епископ Аполлинарий младший и 2. «антропологического максимализма», с Диодором, Феодором Мопсуестийским
и Несторием во главе, старавшимся реабилитировать человека и превознести аскетический подвиг, человеческий героизм. Иными словами, идет ли здесь речь о теофании или апофеозе, как формулировал проф. Иванка.

Св. Кирилл Александрийский
Грехопадение
... Для св. Кирилла люди повинны в грехе Адама, не потому, что они преступили заповедь вместе с Адамом, ибо они еще и не существовали тогда, но потому что они той же природы, что и та, которая подпала под закон греха». «Естество наше заболело грехом и мы повторяем грех Адама, подражаем ему. «Мы облекаемся в тление по подобию падения Адама».

Понятия, Богословие, Антропология, Отцы, Архимандрит Киприан Керн, Человек, Определения, Немезий

Previous post Next post
Up