Вопросы философии и психологии. Под ред. Н. Я. Грота и Л. М. Лопатина Год 6. Книга 30 (5). 1895 г.

Feb 05, 2024 18:34

Основания экспериментальной психологии. - Грот Николай Яковлевич (1852-1899)
...Но совершенно ясно, что было бы непростительной иллюзіей предполагать, что, наблюдая другихъ, мы наблюдаемъ ихъ подлинную душевную жизнь, а не свою собственную, ими порождаемую.
... „Чужая душа-потемки“, и всякое наблюденіе есть только відоизмѣненное самонаблюденіе. Таковъ общій результатъ нашего анализа. Оттого хорошіе люди считаютъ дурныхъ хорошими, а дурные приписываютъ хорошімъ дурные мотивы. Сужденіе о реальной душевной жизни другихъ людей всегда болѣе или менѣе субъективно, и объективнымъ можетъ быть только очищенное логическою мыслью отъ всякихъ субъективныхъ элементовъ самонаблюденіе. Отсюда вытекаетъ необходимость совершенно своеобразнаго толкования и особенной постановки психологическаго эксперимента.

...теперешнее обученіе и воспитаніе, производимыя ощупью, безъ всякихъ сознательныхъ психологическихъ правилъ, безъ надлежащаго знанія личности каждаго воспитываемаго и обучаемаго, съ калейдоскопической смѣною предметовъ преподаванія и внушаемыхъ ученикамъ взглядовъ, безъ сомнѣнія - совершенная аномалія. Если такое воспитаніе не окончательно уродуетъ дѣтей, ихъ мышленіе, міросозерцаніе и характеръ, то только потому, что интеллектуальная и нравственная природа ихъ борется противъ вредныхъ воздѣйствій школы и часто торжествуетъ въ этой борьбѣ, какъ успѣшно борется физическій организмъ противъ дѣйствія ядовъ и бактерій.

Психические отправления, Грот, Актуальненько, Вопросы философии и психологии, Школа, Дети, Восприятие, Образование, Метафора

Previous post Next post
Up