Учение Канта о смене душевных явлений. (Ответ на статью г. Каринского). - Александра И. Введенского
...А между тем еще до появления «Критики» на связь действительной смены с действительным временем ясно указывали Канту в своих письмах к нему Ламберт, Шульц и Мендельсон, и Кант сводит счеты с их указаниями в §7 «Критики». Ламберт, например, на просьбу Канта (выраженную в письме к Ламберту от сентября 70 г.) высказывает свое мнение о диссертации 70 г., рассуждает в своем ответном письме (от декабря 70 г.),
главным образом, о времени; и там он прямо пишет такие фразы, еще сам подчеркнув их в своем письме (сужу об этом по изданию Кирхмана): «если изменения реальны, то и время реально». «Если время не реально, то нет также и никакого реального изменения. Но мне думалось бы, что даже сам идеалист должен признать изменения, - по крайней мере, в своих представлениях, -- их возникновение и прекращение, что оно действительно происходит и существует. Таким образом, время не может быть рассматриваемо, как что-то недействительное». … «Так как, - пишет через несколько строк Ламберт (причем везде в эти строках курсив принадлежит самому Ламберту) я не могу отрицать реальность перемен, пока я не научусь иному», то и т. д.
...Сам же Кант учит (чего не отрицает и г. Каринский), что мы посредством внутреннего чувства воспринимаем себя как явление, представление, а не так, как мы существуем сами по себе.