Вопросы философии и психологии. Под ред. Н. Я. Грота и Л. М. Лопатина Год 6. Книга 28 (3). 1895 г.

Jan 25, 2024 20:29

Приложения. Я. Колубовский. Философский ежегодник. Обзор книг, статей и заметок, преимущественно на русском языке, имеющих отношение к философским знаниям.
670. Розанов, В. Сумерки просвещения. „Рус. Вес.“ 1, 29-54; 2, 60-86; 3, 15-36; 6, 109-135.
Статья представляет критику современной системы воспитания и обучения. Автор приходит к решительному отрицанию твердо установившихся начал педагогики. Все в Европе чувствуют странную безжизненность возрастающих поколений. В них нет ядра, из которого растет всякое духовное дарование. Причину такого положения вещей автор видит в том, что воспитание находится в руках государства, интересы которого не связаныс истинною сущностью воспитания. Переход воспитания из лона семьи и церкви к государству не без причины совпал с началом прошедшего и нынешнего века: это была эпоха, когда вообще европейское человечество, как бы утомленное христианством, стало медленно сходить с основ его, чтобы переступить на новые, языческие. - Попутно затронуты важные вопросы философии истории (напр., вопрос о культуре). Культурно-созидательную роль автор приписывает только церковно-приходским школам.
Ю. Николаев (Литературные заметки. Нечто о русской культурности. „Моск. Вед.“ № 48) вторит рассуждениям г. Розанова. Русская интеллигентная масса бескультурна. На степень культурной массы ее могло бы возвысить только предание (!), которое делает культурным наш народ, не смотря на его темноту, и которого нет у нашей интеллигенции, находящейся в состоянии культурного одичания.
Д. Иловайский, задетый несовсем благоприятным отзывом об его учебниках, советует (О некоторых явлениях столичной печати, „Моск. Вед.“ № 61) г. Розанову, прежде чем писать о нем, хорошенько проштудировать его учебники.
...По справедливому замечанию г. Заточникова, статья оставляет такое впечатление, что пусть уж лучше не будет никакой школы, никакого образования, чем такая школа и образование, какими обладает современное человечество. Впрочем, идеал самого Заточникова еще уже: цель воспитывающей школы, по его мнению, заключается в усвоении православного богослужения.

679. Розенбах, П. Я. Учение о нравственном помешательство. Публичная лекция. Спб. Тип. Стасюлевича. 40 стр. 625 экз. 60 коп.
По странному болезненному уклонению от нормы в субстрате душевной деятельности может совершенно отсутствовать та струна ее, колебания которой лежат в основе нравственного чувства, а мыслительные процессы совершаются так же, как у здорового человека. Механизм, благодаря которому приобретается такой дефект мозга, до сих пор совершенно неизвестен. Но среди условий, благоприятствующих его появлению, самую выдающуюся роль играют наследственные и индивидуальные влияния душевных болезней и алкоголизма.

749. Соловьев, Вл. Из вопросов культуры. Ю. Ф. Самарин в письме к баронессе Э. Ф. Раден. „Моск. Вед.“ № 5, 363-371.
Прогресс человечества прямо определяется степенью подчинения ему внешней природы, а это подчинение зависит от силы его духовной самодеятельности. При самых неблагоприятных русский народ доказал свою способность к такой самодеятельности. Четверть века тому назад для русского народа, получившего гражданскую полноправность, повидимому, наступила пора духовного возрождения при деятельном руководстве более культурного класса. Но вместо того в нашей малообразованной среде появились и возобладали чуждые русскому народному духу и христианской вере инстинкты насильничества и бесправного уравнительства. См. „Рус. Мысль“ № 6, 289 (библиогр.).

Розанов, Актуальненько, Эволюция мышления, О народе, Вопросы философии и психологии, Школа, Публицистика, Образование, Интеллигенция, Стили мышления, Психиатрия, Нравственность, Соловьев

Previous post Next post
Up