Приложения. Я. Колубовский. Философский ежегодник. Обзор книг, статей и заметок, преимущественно на русском языке, имеющих отношение к философским знаниям.
534. Нордау, Макс. Вырождение (Entartung). Перевод с немецкого под редакцией и с предисловием Р. И. Сементковского. Изд. Ф. Павленкова. Спб. 1894.
Картины, нарисованные автором, на первый взгляд кажутся крайне безотрадными. В цивилизованном мире господствует сумеречное настроение, которое выражается, между прочим, в странных эстетических теориях. Все эти новые течения: реализм или натурализм, декаденство, неомистицизм и разные его виды - признаки вырождения и истерии, вполне совпадающие с симптомами этих болезней, выясненными
и установленными наукою. Вызываются же вырождение и истерия органическим истощением, постигшим народы вследствие громадных запросов на их деятельность и вследствие сильного развития больших городов. Эстетические школы, возникшие за последние годы, указывают нам путь не вперед, в будущее, а назад, в прошлое. Их слово - не восторженное предсказание, а бессмысленный лепет и болтовня душевно-расстроенного. Такова основная точка зрения Нордау, с которой он и рассматривает подробно разные течения в литературе и искусстве. К мистическим течениям автор относит прерафаэлизм в Англии (живопись), символизм во Франции и толстовщину (поэзия), вагнерианство (музыка) и каррикатурные формы мистицизма в лице Пеладана, Метерлинка и др. Умственные особенности, характеризующие Л. Толстого, представляют собою не что иное, как хорошо известные и прочно установленные признаки вырождения высшего порядка. Мистическое настроение, по мнению автора, характеризуется расплывчатым или бессвязным мышлением, непроизвольной ассоциацией идей, навязчивыми представлениями, эротическою возбуждаемостью и религиозной мечтательностью. Наряду с мистицизмом в настоящее время распространен эготизм, под которым Нордау разумеет болезнь, выражающуюся в том, что больной видит все в превратном свете, не понимает окружающего его мира и не умеет найтись в нем. К эготистам Нордау относит: парнасцев и демонистов (Бодлэр и др.), декадентов и эстетиков (Гюисманс и др.), Ибсена и Ницше. Третьей формы вырождения, реализм или натурализма, Нордау касается лишь в общих чертах, так как она находится уже в полном упадке на своей родине.