Психологическое общество.
CXIX и CXXIII. Изложение прений по рефератам Н. Я. Грота «О времени» в заседаниях 10 сентября и 19 ноября 1894 г.
Гольцев. Духовные процессы, по мнению Н. Я. Грота, заключаются в освобождении психической энергии и в постепенном преодолевании ею препятствий к этому освобождению. Душа - это отпечатанная книга, которая время от времени раскрывается у различных людей на различных страницах. Является вопрос существенной важности: содержание книги
тождественно ли у всех людей?
Грот. Потенциально - да, но фактически (актуально) - нет.
Гольцев. Но кто же и что же, в таком случае, определяет это различие?
Грот. Я разъясню впоследствии разницу между индивидуальностью и личностью. Общие элементы и основы духовной жизни относятся к личности, а второстепенные и частные проявления - к индивидуальности.
А. А. Токарский. ...я присоединяюсь к Вашему определению времени: «время есть восприятие движения или изменения вещества».
Исходя из этого определения, мы видим, что во внешнем мире находятся два рода величин: одни изменчивые, следовательно, временные, другие постоянные, по отношению к которым понятие времени совершенно не приложимо. Первые величины суть явления, во всех своих формах, вторые отношения. Так, например, железо есть явление изменчивое и временное, как и все явления, так же как и алюминий. Но, что железо тяжелее алюминия, т.-е. отношение между этими двумя явлениями, есть факт постоянный, к которому мера времени совершенно неприложима.
Этим двум величинам внешнего мира соответствуют и два рода психических величин: изменчивым явлениям соответствуют изменчивые же психические величины - ощущения, восприятия, представления и понятия, - неизменным отношениям соответствуют неизменяющиеся представления отношений.
Вы выделяете эти неизменяющиеся психические величины в особую группу, которой даете наименование «сверхчувственного опыта», усматриваете в этой группе представлений сущность духа и из того факта, что в нашем сознании находятся представления отношений, к которым не приложима мера времени, Вы делаете заключение о безвременности психического процесса.
При этом Вы совершенно забываете, что психический процесс заключается не в самом факте существования безвременных отношений, а в их воспринимании, усвоении, сохранении и воспроизведении в связи с другими представлениями. В этом я и вижу Вашу ошибку.
Год 6. Книга 27 (2). 1895 г.
Устои нравственной жизни и деятельности. - Грот Николай Яковлевич (1852-1899)
Речь, читанная 4 марта 1895 г. на публичном заседании Психологического Общества в память десятилетия со времени его основания.
...Ведь если я от природы имею вообще право стремиться к своему счастию, то нечего моралистам твердить мне о долге любви, сострадания и самоотречения, идущем в разрез с моими личными соображениями о счастии. А если я должен делать хотя бы что-нибудь во имя идеи нравственного долга, пренебрегая целью личного счастия, как я его понимаю, то где основания и в чем смысл такого долга? Спасение души для вечного блаженства? А если бы я в него не верил? Жажда славы, уважения, почитания ближних? А если я ими пренебрегаю и они мне не нужны? Боязнь страданий и смерти и рассчет продлить наслаждение? А если я буду рассуждать согласно поговорке: “двум смертям не бывать, одной не миновать” и буду стремиться поскорее, пока есть силы, взять от жизни все, что она может дать мне в смысле наслаждения и радости? Неужели меня остановят в таком случае скучные предписания долга?
Очевидно, надо откровенно сознаться, что дилемма: нравственный долг или личное счастие - остается все в прежнем виде. Из нее выхода нет. Третьего решения вопроса ни логически, ни психологически быть не может: логически - потому, что между утверждением и отрицанием безусловного нравственного долга, как и законности цели личного счастия, не может быть ничего среднего; психологически же - потому, что человек в одной и той же деятельности своей не может стремиться к двум противоположным и взаимно исключающим друг друга целям.
…
3. Как быть с теми людьми, которые вследствие воспитания или даже вопреки ему, упорно не желают видеть своего счастия в служении счастию другие: судить их или не судить, считать виновными или не виновными?