Диоген Лаэрций - О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов М., 1986 г.

Dec 29, 2023 14:33

Книга седьмая
Зенон
Стоическая логика
...А торопливость в утверждениях сказывается на всем происходящем - у кого представления не вышколены, те впадают в беспорядочность и легкомыслие.

...Диокл Магнесийский в своем «Обзоре философии» говорит дословно так: «Стоики полагают, что на первом месте речь должна идти о представлении и чувстве, потому что именно представление, как таковое, есть критерий, которым распознается истинность вещей, и потому что без представления нельзя составить понятие о признании, о постижении и о мышлении, а оно предшествует всему остальному. В самом деле, вначале бывает представление, а уже за ним - мысль, способная выговориться, и она выражает в слове то, что испытывается в представлении».

...И представление мыслится как нечто возникающее от существующего и запечатлевающее, отпечатлевающее, напечатлевающее его, как оно есть; от несуществующего оно бы не возникло.

...Далее, представления бывают как разумные, так и внеразумные. Разумные свойственны существам разумным, внеразумиые - неразумным. Разумные - это мысли, а внеразумные названия не имеют. Кроме того, представления бывают деловые и неделовые: так, ваятель на изваяние смотрит иначе, чем неваятель.

...Звук - это тело, полагают стоики (так говорят Архедем в книге «О звуке», Диоген, Антипатр и Хрисипп во II книге «Физики»), ибо все, что производит действие, есть тело, а звук производит действие, исходя от говорящего к слушающим.

...Частей речи имеется пять (так говорят Хрисипп и Диоген в книге «О звуке»): имя, нарицание, глагол, союз, член; Антипатр (в книге «О слове и высказываемом») добавляет еще «посредство» *. Нарицание, по Диогену,- это часть речи, обозначающая общее качество, например «человек», «конь». Имя - это часть речи, выявляющая единичное качество, например «Диоген», «Сократ». Глагол - это часть речи, обозначающая несоставное сказуемое (так говорит Диоген), или же несклоняемая часть речи (по мнению иных), обозначающая что-то сочетаемое с чем-то единым или многим, например «пишу», «говорю». Союз есть несклоняемая часть речи, связывающая части речи. Член есть склоняемая часть речи, различающая роды и числа имен, например, ho, hê, to, hoi, hai, ta.
Достоинств речи имеется пять: правильность, ясность, краткость, уместность, украшенность. Правильность есть безошибочность разговорных выражений, но не случайная, а искусственно достигнутая. Ясность есть слог, внятно представляющий содержание мысли. Краткость есть слог, заключающий в себе только необходимое для уяснения предмета. Уместность есть слог, соответствующий предмету. Украшенность есть слог, избегающий заурядности.
* Посредством Антипатр называл наречие.

...Предмет мышления есть мысленный призрак, это не существо и не свойство, но как бы существо и как бы свойство; так, образ лошади может видеться, даже когда лошади нет. Вид есть то, что включается в род, как вид «человек» включается в род «живое существо». Надродовое - это то, что является родом, но само ни в какой род не входит, например «сущее». Подвидовое - это то, что является видом, но само видов в себе не содержит, например «Сократ».

...Диалектика, по словам Посидония,- это наука о том, что есть истина, что ложь, а что - ни то ни другое; а по словам Хрисиппа, это наука об обозначениях и обозначаемом.

Грамматика, Мышление, Мысль, Правила, Диоген Лаэрций, Образ, Понятия, Стоики, Диалектика, Объект, Тезис, Понятийные поля, Речь, Механизмы мышления, Определения

Previous post Next post
Up