Глава VI. По Америке
...Ни одна страна в мире не поставила такого, если не абсолютного, то относительного числа эмигрантов в Америку,
как Ирландия. «Ирландский исход» особенно усилился с середины прошлого столетия, когда недостаточный урожай картофеля вызвал небывалый
голод. Рост крупного фермерства, постоянно сокращая число крестьян-съемщиков, продолжал гнать ирландцев из их родины и после того, как агитации О’Коннеля удалось в конце 30-х годов добиться полной отмены того жестокого законодательства, каким англичане со времени Кромвеля стремились искоренить на острове католичество, считая его ближайшим оплотом ирландского сепаратизма *. Но если в Америке создалось опасное для Англии течение, представленное так называемыми фениями и одно время вылившееся в поддержку не одних явных восстаний, но и в тиши подготовляемых «аграрных преступлений», то на самой американской культуре или политике обилие ирландских колонистов существенно не отразилось. Приносимый ими в страну язык был английский. По своей необразованности эти колонисты понижали, разве, процент грамотности в населении, а по своей материальной необеспеченности они только увеличивали число продававших свой труд и свои избирательные голоса пролетариев. В одном из своих рассказов Короленко **, сам посетивший Америку, весьма удачно изображает то ловкое бесстыдство, с каким «боссы»-вербовщики умеют гнать к урнам это своего рода Панургово стадо, кормя его обещаниями доходной службы и легкими подачками. Низшие чины нью-йорской полиции, как я слышал, вербуются из ирландцев. Сколотив себе не без труда некоторые сбережения, часть ирландских выходцев расходится затем по всей стране, отдавая, впрочем, предпочтение скупке и арендованию земель в Атлантических штатах, особенно северных, где цены постепенно упали, благодаря движению на Западе.
* Начавшееся в 1641 г. восстание в Ирландии против английских колонизаторов было жестоко подавлено в 1652 г. Первыми в 1649 г. вторглись войска под командованием Кромвеля, отступившего менее чем через год. Однако трехлетнее сопротивление ирландцев все же закончилось их поражением. Треть населения погибла; тысячи жителей покидали родину, уезжая в Америку или на континент. Экономический упадок, хозяйственная разруха и политическое бесправие привели Ирландию на долгие годы к абсолютной зависимости от Англии. Согласно «Акту об устроении Ирландии», принятому парламентом в 1652 г., все участники восстания лишались земли, имущества и изгонялись из страны либо переселялись в бесплодные западные районы острова. Целые провинции «очищались» от ирландцев и были переданы в руки англичан, начались и религиозные гонения, т.к. католицизм ирландцев рассматривался как идейная основа их сепаратистских устремлений.
** Короленко Владимир Галактионович (1853-1921) - писатель и общественный деятель; в 1900 г. получил звание почетного академика; в 1894 г. он предпринял поездки в Англию и Америку и часть своих впечатлений выразил в очень оригинальной повести «Без языка», впервые опубликованной в журнале «Русское богатство» (1895 г., № 1-3).
...В первую мою поездку в Америку начался уже в газетах и журналах систематический поход против китайцев. Чего, чего им не ставилось в вину... И нравственность их, мол, такова, что рядом с ними не приходится жить христианам и белым. Да и все свои сбережения они не тратят в стране, а увозят с собою на родину. Последнее соображение, кажется, и было решающим. Американцы дорожат осевшими в их среде колонистами, а не временными жильцами, увозящими с собой нажитые ими достатки. На расстоянии 20 лет поход, открытый против китайцев, возобновлен был и по отношению к японцам. Дело, как известно, началось с того, что городской совет С[ан]-Франциско постановил не допускать их в школу, особенно смешанную для обоих полов. Японцы обжаловали это постановление перед президентом, но тот оказался бессильным принять какие-либо меры репрессий по отношению неподчиненных ему муниципальных советов. Дело, сколько мне помнится, пошло до разбирательства федеральных судов, которые, будучи « фажами конституции, могли найти несовместимым поведение городских властей С[ан]-Франциско с принципом равенства перед законом. Я не помню в точности, чем кончилось дело. Но влиятельная поддержка правительством Микадо, по-видимому, пометила осуществлению того поголовного изгнания желтой расы, на котором одно время настаивали не одни американские журналисты, но и рабочий люд. Последний справедливо ссылался на то, что потребности желтых рабочих очень скромны, что поэтому заработная плата, которой они довольствуются, низка, а, следовательно, и их конкуренция опасна для труда белых. Только благодаря дешевизне желтолицых пролетариев и возможно было построить на условиях, весьма выгодных для акционеров, южный путь, соединяющий Атлантику с Тихим океаном. Пока длилось это предприятие, никто не думал тревожить жителей Небесной империи и подданных Микадо, но когда дорога была готова, политиканы стали прислушиваться к протестам рабочих масс, а моралисты приискивать благовидные предлоги для их изгнания с Американского материка.
...Известный писатель Тан, псевдоним для русского еврея Богораза *, одно время сосланный на Камчатку и занявшийся собиранием здесь весьма богатого материала, между прочим, о чукчах, приглашен был напечатать результаты своих работ в Америке и в течение ряда лет получал довольно значительный оклад, если не ошибаюсь, от Смитсоновского института. Когда тот же Богараз недавно попал в беду и осужден был за ряд статей к сидению в «Крестах», американские ученые поспешили к нему на выручку и послали министру юстиции ходатайство в его пользу. Мне известны также работы другого русского этнографа Ихельсона **, также еврея, о племени юкогиров, которые также печатались в Америке более или менее на тех же условиях. Американцы как-то особенно интересуются тою частью Сибири, которая прилежит к Тихому океану, и, по-видимому, по соображениям чисто материального характера. В мою последнюю поездку в Америку я не успел еще разложиться с вещами в гранд-отеле С[ан)-Франциско, как ко мне из трех редакций явились интервьюеры, все с теми же вопросами: «Не было ли бы в интересах американской торговли устроить постоянный рейс через Берингов пролив и соединить его железной дорогой с сибирской магистралью?». Некоторые сомнения, которые я позволил себе высказать на этот счет, получили неожиданную для меня интерпретацию. Я мог прочесть в газетах С[ан]-Франциско упрек в неискренности: скрываю, мол, из русского патриотизма, из нежелания делиться с иностранцами русскими богатствами, те несомненные доходы, которые потекли бы в американские карманы при продолжении такой дороги.
* Богораз Владимир Германович (псевдоним: Н.А.Тан) (1865-1936) - русский, советский писатель и этнограф; за участие в революционной деятельности был сослан на 10 лет в Сибирь, в г. Среднеколымск (1889-1899), где в составе научной экспедиции занялся изучением быта, нравов и фольклора чукчей (1890-1897 гг.); в 1899 и 1901 г. впервые опубликовал свои работы по этнографии и лингвистике, а также художественные произведения, посвященные, в основном, этому краю и его народу; в 1900-1902 гг. принял участие в русско-американской Тихоокеанской полярной экспедиции; в 1902-1903 гг. занимался в Нью-Йорке обработкой научных материалов, опубликованных в ряде солидных научных изданий. Нелегкой судьбе русских эмигрантов в Америке посвятил несколько романов и повестей.
** Иохельсон (Ихельсон) Владимир Ильич (1855-1943) - этнограф, исследователь Крайнего Севера и жизни народов Восточной Сибири (алеутов, камчатов); с 1922 г. жил в США, где в основном занимался обработкой собранных ранее материалов и коллекций.
...Славянский мир посылает в Америку не одних только евреев. Поляки встречаются в среде колонистов Нового Света еще со времен войны за освобождение. В числе сподвижников Вашингтона и администраторов северо-западной территории встречаются и польские имена. Число чехов стало за последнее время весьма значительным. Многие из них заседают наряду с поляками в городской думе Чикаго. Они приглашены были моим любезным хозяином встретиться со мною и распить чашку какого-то американского напитка, в котором не отсутствовало и шампанское. Я узнал от присутствовавших, что их покоробило решение Чикагского университета начать преподавание. славянских языков, литературы и истории с России. Поляки в особенности требовали предпочтения их родине. Таким образом, в числе собравшихся были и некоторые мои далеко не личные антагонисты.