Джордж Беркли (1685-1753) Сочинения. М., «Мысль» 1978 г.

Dec 09, 2023 15:30

Аналитик, или рассуждение, адресованное неверующему математику, где исследуется, является ли предмет, принципы и заключения современного анализа более отчетливо познаваемыми и с очевидностью выводимыми, чем религиозные таинства и положения веры 1704 г.
...Разве корпускулярная, экспериментальная и математическая философия, столь культивируемая за последнее столетие, не поглощает слишком много внимания, определенную часть которого можно было бы с пользой применитьдля других целей?

...Разве те математики, которые резко выступают против непостижимых тайн, когда-либо критически исследовали свои собственные принципы?

...Разве математики, столь чувствительные в вопросах религии, строго скрупулезны в своей собственной науке? Разве они не подчиняются авторитету, не принимают вещи на веру и не верят непостижимому? Разве у них нет своих собственных непостижимых тайн и, более того, своих непоследовательностей (repugnancies) и противоречий (contradictions)?

Алсифрон, или мелкий философ, в семи диалогах, содержащих апологию христианской религии против тех, кого называют свободомыслящими 1732 г.
Эвфранор. Несколько твоих аргументов, очевидно, сводятся к следующему: порок вводит в оборот деньги и поощряет промышленность, что приводит к процветанию народа. Разве не так?
Лисикл. Так.
Эвфранор. А причина, по которой порок вызвал эти последствия, заключается в том, что он обусловил непомерное потребление, которое наиболее выгодно промышленникам, поддерживая бойкий спрос и высокую цену на их товары.
Лисикл. Правильно.
Эвфранор. Поэтому ты думаешь, что пьяница, поскольку он пьет больше других людей, наиболее полезен пивовару и виноторговцу, способствуя быстрому потреблению крепких напитков?
Лисикл. Несомненно.
Эвфранор. Скажи, Лисикл, кто способен больше выпить - больной человек или здоровый?
Лисикл. Здоровый.
Эвфранор. А кто здоровее, умеренный человек или пьяница?
Лисикл. Умеренный человек.
Эвфранор. Следовательно, умеренный человек, когда он здоров, может выпить больше, чем пьяница, когда тот болен?
Лисикл. Может.
Эвфранор. А как ты думаешь, в течение долгой или краткой жизни человек сумеет больше выпить напитков и съесть мяса?
Лисикл. В течение долгой.
Эвфранор. Поэтому здоровый человек в течение долгой жизни за счет еды и питья способен ввести в обращение большее количество денег, чем обжора или пьяница в течение короткой жизни?
Лисикл. Что же из этого?
Эвфранор. Тогда очевидно, что он более полезен обществу, чем пьяница, даже в отношении еды и питья?
Лисикл. Я никогда не признаю, что умеренность поощряет потребление напитков.
Эвфранор. По допускаешь ли ты, что болезнь уменьшает, а смерть вообще кладет конец пьянству? Насколько я вижу, этот же аргумент применим и в отношении других пороков, которые ослабляют человеческое здоровье и укорачивают жизнь. И если мы согласимся с этим, то положение о том, что порок имет заслуги перед обществом, уже не покажется нам таким бесспорным.

...И в то время как эта красота находится в очертании и форме телесных вещей, так существует аналогичная ей красота другого вида - порядок, симметрия и привлекательность (comeliness) в мире морали. Подобно тому как глаз воспринимает соответствующую ему красоту, ум с помощью внутреннего чувства воспринимает красоту иную.

Тезис, Беркли, Мышление, Стили мышления, Механизмы познания, О красоте

Previous post Next post
Up