Вернер Зомбарт (1863-1941) Роскошь и капитализм 1912 г.

Nov 19, 2023 21:16

Глава 5. Рождение капитализма из роскоши
4. Роскошь и промышленность
1. Значение промышленности, производящей предметы роскоши
...мы должны прежде всего постараться выявить для себя то принципиальное своеобразие, которым отличаются особые явления промышленной жизни, признанные и повсюду рассматриваемые именно как отрасли капиталистической индустрии роскоши.
Тогда сможем, по крайней мере, показать:
1) что широкий размах и особое, абсолютное значение приобретали некоторые отрасли индустрии роскоши, и это их значение мы можем ощутить на многочисленных примерах;
2) что промышленные отрасли, наиболее явно связанные с роскошью, очень рано приняли капиталистические формы;
3) что в рамках одних и тех же промыслов капитализм, как правило, прежде всего развивался в тех отраслях, которые производили предметы роскоши;
4) что в отраслях индустрии роскоши в первую очередь происходило становление крупнокапиталистических и крупнопромышленных форм организации производства.

2. Чистая индустрия роскоши
...b) Кружевная промышленность. Эта отрасль индустрии роскоши имела большое значение для некоторых стран и отдельных их районов. В 1669 г. во Франции в производстве кружев было занято 17 300 работников и работниц. В королевстве Саксония в XVIII в. целые слои населения жили за счет своих коклюшек. Хорошо, что Христиан Людвиг Циглер, управляющий ганноверским земельным строительством, 18 июня 1775 г., желая достичь Шнееберга, предпринял поездку из Хемница в Цвениц и что впечатления, полученные от этого путешествия, он изложил в письме к своему другу Иоганну Бекману, ординарному профессору экономии в Геттингене: благодаря этому письму мы знаем хотя бы, как тогда обстояли дела с плетением кружев в рудных горах, знаем, что в каждом доме «на столе лежало ровно столько коклюшных подушечек, сколько в нем было женщин». Мы узнаём, что дети уже с пяти лет «начинали выплетать кайму с помощью пары коклюшек, а одной трехлетней девчушке игрушкой служил перевязанный шнурком мешочек с четырьмя спицами».

...Но наряду с этим в кружевной индустрии возникли предприятия совершенно особой организации, подобных которым я не знаю ни в какой другой отрасли: учреждались (во Франции) настоящие пансионаты, в которых работницы жили и столовались, а возможно, и получали свои уроки. О таких заведениях сообщается в некоторых бухгалтерских документах.
При устройстве в 1699 г. такой «manufacture de dentelles» в Сен-Дени некто Клеман де Гуфревиль
подает следующую смету:
Нити и т. п.                                             6000 ливров
20 кроватей для наставниц                  1000 »
200 кроватей для учениц и работниц   6000 »
400 пар покрывал для них                     1000 »
40 пар покрывал для кроватей наставниц 400 »
Столовая посуда                                     500 »
Столовое белье                                       500 »
Жалованье наставниц (по 200 л.)          4000 »
Довольствие учениц (по 100 л.)             20 000 »
Итого:                                                       96 300 ливров

3. Смешанные отрасли
...Пожалуй, самым ранним, но уже вполне капиталистическим, на широкую ногу организованным производством было флорентийское шерстоткачество. Общеизвестно, что именно оно вкупе с шелкопромышленностью составляло основу блеска и могущества Флоренции (коль скоро они объяснялись не одними только финансовыми махинациями). А что эти промыслы очень рано, вероятно, уже с XIII в., базировались на капиталистической основе, в своих прекрасных исследованиях убедительно показал Альфред Дорен. Уже первый цеховой устав Калималы (1300 г.) свидетельствует о том, что кустарно-промышленное производство пустило здесь глубокие корни.

...Ведь тонкое английское сукно, равно как и дорогая фасонная пряжа, в XVIII в. было предметом вожделения богатых людей всего мира. Чтобы привести только один пример: на севере Германии, в Польше и в России представители высших слоев предпочитали в эту эпоху носить одежду именно из английской шерсти: «In all which countries the nobility, gentry and principal burghers are cloathed with English cloth, druggets, serges, stuffs etc and consume a very great quantity». *
В России, в частности, сам царь, весь его двор и вся знать от Петербурга до Москвы и далее до Астрахани «в последние несколько лет» (как сказано в «Совершенном английском торговце» за 1745 г.) полностью перешли на английскую шерсть, и только ее и носят: «То the infinite increase of our trade tither». **
* Во всех этих странах дворянство, помещики и знатные горожане одеваются в английские одежды из драгета, саржи и других материй, причем завозят их в очень большом количестве (англ.). - Complete English Tradesman. 2. P. 290.
** Что способствует нескончаемому росту доходов с нашей торговли (англ.).

с) Портняжное дело
...Странно то, что в пошиве одежды для мужчин первым на капиталистическую основу было поставлено изготовление готового платья, что нынче давно уже не принято: по-видимому, поставка готового платья в XVIII в. вовсе не шла вразрез с правилами хорошего тона. Можно доказать, что готовое платье, как предмет роскоши, изготавливалось и в Англии, и во Франции. Одно место, свидетельствующее о существовании такого обычая в XVIII в., содержится во «Всеобщей сокровищнице торгового сословия и т. д.», и звучит оно так:
«Платья сегодня входят в сферу публичной торговли, причем в количествах, больших, чем то потребно Германии, и не только многие знатные немцы выделяют свои деньги на покупку дорогостоящих... платьев и т. д., но и сами французы целыми сундуками везут их на наши
ярмарки...»

...Одно сочинение, относящееся к 1681 г., сокрушается по поводу этого нововведения: «Многим еще памятно время, когда в лондонских магазинах нельзя было купить готовое платье». Портные, работающие на клиента (accustomed tailor), противостоят продавцам платья (taylers being salesmen), снимающим дорогое жилье в фешенебельных кварталах, предоставляющим долгосрочный кредит своим знатным клиентам (значит, торговали они именно роскошными платьями!) и задействуют в своих мастерских десятки и даже целые бригады работников (scores - подразделения из 20 человек).
Но главным полем, в котором шло развитие капиталистического портняжного дела, была все же (и остается таковой по сей день) работа на заказ.

...Описание мастерской одного лондонского закройщика, составленное Р. Кемпбелом, безоговорочно подошло бы к любому сегодняшнему ателье такого рода: весьма притязательная публика, для которой чаще всего приходится работать в долг; очень высокие издержки на дорогие ткани и приклад, которые стоили больше, чем составляла заработная плата; разделение труда на высококвалифицированную работу закройщика и специализированную швейную работу. Закройщик зарабатывает много: кроме обрезков материи (cabbage) и чаевых, которые джентльмены обычно вручали ему на примерке, он получает по гинее в неделю; хорошие закройщики пользуются спросом. Остальные портные «многочисленны как саранча» и, как правило, «бедны как крысы»; на три-четыре месяца в году они остаются без дела, т. е. представляют собой пролетариев в полном смысле слова. Стоит напомнить, что именно портные образовали первый из известных нам профессиональных союзов.

Зомбарт, Русский мир, Торговля, Механизмы развития, Интеллигенция, История, Капитализм, Англичане

Previous post Next post
Up