VI. Евреи среди нас
...Очень ли нужно ученому, действительно любящему науку, чтоб он был непременно утвержден
в звании ординарного профессора? Не сущие ли это пустяки для человека, что-нибудь знающего и для чего-нибудь годящегося, занимает ли он официальное место в какой-то чиновничьей иерархии или нет? Так ли уж беден мир возможностями сделать свою жизнь полезной и достойной? Повторяю: я не понимаю этого тяготения к государственной службе, как я, впрочем, не понимаю и того, как это еврей, который купил такое место себе и своим детям ценою отречения от своих убеждений, может иметь когда-нибудь спокойную минуту, ибо его постоянно должна была бы мучить совесть, его должна была бы преследовать назойливо-тревожная мысль, что ему еще могут когда-нибудь грубо напомнить о его еврействе, и впоследствии еще может оказаться, что напрасно он пожертвовал своими убеждениями и гордостью.
Я серьезно полагаю, что игра не стоит свеч. Если ничто не привлекает, кроме нескольких должностей и постов, то действительно нет расчета продать себя и свои убеждения, изменить своему народу.
Совершенно другой вопрос - не изменится ли по тем или другим причинам практикующееся ныне полное или частичное недопущение евреев ко многим должностям. Я могу себе представить (и мне приходится встречаться с такими взглядами, которые - надо заметить, по какой-то странной случайности! - вполне еще господствуют теперь даже в национально-еврейских и сионистских кругах), чтобы и национально мыслящий еврей заявил: меня, правда, мало интересует получение какой-нибудь государственной должности, но мое чувство справедливости возмущено тем, что я лишен возможности достигнуть известной должности, если б я этого захотел, только потому, что я еврей. Такому еврею я бы ответил, что тут вообще не может быть никакого места для возмущения, ибо, во-первых, тут нет никакого нарушения правовых принципов и, во-вторых, интересующая нас проблема вообще не может быть разрешена формально-правовыми нормами.
...Если бы я пожелал формулировать вкратце свою программу по отношению к урегулированию «сожительства» евреев и неевреев, то сделал бы это в следующих словах: государство предоставляет своим еврейским гражданам полное равноправие, а евреи настолько благоразумны и тактичны, что они используют это равноправие не повсюду и не в полном объеме. Если бы эта программа осуществилась, то мы могли бы, как мне кажется,- именно теперь, когда в нашей среде нарождается поколение национальных евреев,- идти навстречу будущему с бодрою надеждой и быть убежденными в том, что наша совместная с евреями жизнь сложится гармонично и в интересах общего блага.
VII. Национальное и общечеловеческое
...Антисемитизм, если под этим словом понимать антипатию неевреев к евреям, будет существовать, поскольку мы можем это предвидеть, пока евреи будут существовать на земле, т. е. пока земля сама существует. Но вражда, презрение, издевательство и истязания не должны быть его спутниками.