Раздел третий. Возникновение еврейского этноса
Глава тринадцатая. Расовая проблема
II. Еврейская «раса»
...Я хочу завершить эти рассуждения очень доходчивой выдержкой
из превосходного иудаиста А. Руппина, которая, как мне кажется, принадлежит к лучшим образцам всего того, что было написано о «еврейской расе»: «Не следует злоупотреблять понятием „расы" [в данном случае Руппин имеет в виду лишь одно значение, которое придавали этому слову]. Если под этим словом мы понимаем лишь такое сообщество, которое сформировало свои антропологические признаки в доисторическую эпоху и сумело оградить себя от смешения с другими сообществами в ходе развития истории, то в таком случае между людьми с белым цветом кожи вообще нет никаких расовых различий, так как все они на протяжении веков перемешались друг с другом. Мы сильно сомневаемся, что с момента своего появления в истории евреи образовали некую единую расу и всегда сохраняли ее самобытность.
Однако не вызывает никакого сомнения тот факт, что к концу XVIII в. люди, исповедующие религию Моисея, после многих веков следования самым строгим правилам сохранения чистоты крови, смогли сформировать внутри относительно и пространственно ограниченного круга то единство, которое по своим антропологическим признакам резко отличалось от христианского окружения.
Совокупность людей, генеалогически восходящих к этому единству, можно (за неимением более подходящего слова, обозначающего антропологическое единство какой-либо группы людей) назвать расой, а именно еврейской расой».
III. Неизменность еврейского характера
...Здесь в первую очередь надо обратить внимание на два момента.
1) Необходимо проанализировать, как со времен своего нахождения в диаспоре евреи относились к тем народам, среди которых им приходилось жить, и как сами народы относились к ним. Мы видели, что в последние века отношение к евреям было подавляюще враждебным: простые люди воспринимали их как чужаков, правительство - как людей, наполовину лишенных гражданства, и все это продолжалось до тех пор, пока с формированием капиталистических отношений ситуация не изменилась. Их ненавидели и преследовали во всех странах, но везде они умели держаться и выживать.
...Мы знаем, что Тиглатпаласар устраивал еврейские поселения в Мидии и Ассирии, знаем также, что немало евреев силой увели в Вавилон, кроме того, нам известно, что Птолемей Лагид переселил тысячи евреев из Палестины в Египет и что, по всей вероятности, какую-то часть египетских евреев переселил в Кирену, где они создали колонию, мы знаем, что Антиох Великий вывел две тысячи еврейских семей из Вавилонии, дабы они селились во внутренних областях Малой Азии, Фригии и Лидии. Еврейские поселения вне Палестины Моммзен прямо называет « творением рук Александра или его маршалов».
...«Торговле», особенно заморской, раввины не благоволят, а некоторые из них в открытую проклинают любое «рыночное» устроение и прославляют простое и чистое индивидуальное земельное хозяйство. «И сказал Ахай бен Йосия: „Кому подобен покупающий плод на рынке? Он подобен ребенку, у которого умерла мать: вместе с ним ищешь двери, за которыми другие матери кормят своих детей, а этот остается голодным. Покупающий хлеб на рынке подобен тому, кто роет себе могилу, в коей его и погребут"». Раввин наставляет своего сына, говоря ему: «Лучше иметь малый участок земли, чем большой склад товаров». На четырех делах, согласно раввинам, никогда не почиет благословение: «на службе писца, на должности толмача, на деньгах от сирот и на полученном от заморской торговли» . По отношению к последнему дается такое объяснение: «Ибо не всякий день совершается чудо».
...Картина, которую нарисовал Неемия, не оставляет никаких сомнений в том, что еврейский народ был разделен на богатых, которые давали деньги в заем, и толпу земледельцев.