Агония одиночества (пневматология страха)
...Одиночество дано человеку как высшее духовное общение, спасение
от животности и стадности. Но одиночество человека должно быть так же спасено и освящено, как общение. Страх Божий - путь спасения и одиночества.
Богатство в нас
...У русского поэта, Маргариты Алигер, есть краткое стихотворение: «Двое». Оно открывает верное понимание человека.
«Опять они поссорились в трамвае,
Не сдерживаясь, не стыдясь чужих...
Но, зависти невольно не скрывая,
Взволновано глядела я на них.
Они не знают, как они счастливы,
И некому им это подсказать.
Подумать только: рядом, оба живы,
И можно все исправить и понять».
То, что надо помнить
...Призраком, манившим народы к счастливому будущему, прошел с фанфарами по Европе и исчез национал-социализм. И сколько миражей исчезло в истории! Но шествие в мир мифов, основанных на неверии в бессмертную душу человека, продолжается и при всё тех же фанфарах обоготворения будущего.
О евангельских и не евангельских грешниках
Когда смотришь на евангельских грешников, слушаешь их слова и видишь их поступки, невольно думаешь, какие эти грешники, в сущности, хорошие люди, по сравнению с нами, с людьми нашей эпохи.
Вот, разъяренная нарушением заповеди Божьей, толпа подходит к Спасителю. Она влечет женщину «взятую в прелюбодеянии» (Ин.8:3) и готова ее за это побить камнями. Как благоговейно эта толпа выслушивает мудрый и кроткий ответ Спасителя на свой вопрос, и как сильно, живо говорит в это время совесть человеческая в каждом из этой толпы... Разве нечто такое возможно теперь? Безмолвные, обличаемые внутренним судом совети, эти грешники рассеиваются... Разве это могло бы произойти теперь? Трудно, во-первых, предположить, что люди наших лет, столь искренно и так религиозно стали бы возмущаться прелюбодеянием; этот грех теперь приукрашен, обвит всеми бумажными лентами литературы, театра, фильма. Это область бесчисленных подражаний, особого тщеславия и своей героики. Разве возможно сейчас проявление такого религиозного отношения ко греху, как у этой еврейской и языческой иерусалимской толпы?
...Мы ушли далеко, не только от Евангелия, но даже от евангельских грешников!
Печать истины
...Скромность - трудная форма добра!
...Скромных все любят; тщеславные всех отталкивают. Мы ясно видим, что действует - даже в неверующих людях - непреложный закон. Неверующие тоже подчинены этому закону. И если они не ценят скромности в себе, они всегда ценят ее в других людях.
...Скромный оттого никогда в жизни не проигрывает; его таланты и достоинства не унижаются его скромностью, наоборот, еще больше вырастают. И скромность отнюдь также не означает слабости, как думают некоторые, опасаясь скромности; нет, она, только она, есть сила и доблесть духа. И в жизни обществ и народов «гордыня идет перед погибелью». Уровень культуры - прямо пропорционален скромности общественной и международной.
Проблема личности
Существует выражение: «закричать не своим голосом». Этот крик есть выпадение человека в дочеловеческую безличную стихию. Несмотря на весь технический прогресс нашего времени (а, отчасти, и благодаря ему), не мало людей в наши дни, кричат «не своим голосом» - от страха, страдания, недоумения, или возмущения жестокостью других. Но, может быть, еще более характерной чертой нашего времени является то, что многие люди в мире говорят не своим голосом. Личность человека стандартизируется, обобщается, стирается.