Сдвижков Денис Анатольевич (1968-) Против "железа и крови": Пацифизм в германской империи М.1999 г.

Oct 01, 2023 14:47

Глава II. Пацифизм и общество
2.4. Союзники и противники
...Прошедший непосредственно после Гаагской конференции, снова одновременно с Международным конгресом мира, Международный масонский конгресс 1900 г. в Париже "объявил о проклятии (condamnation) войны цивилизованными нациями и предложил институт арбитража для урегулирования международных конфликтов".
Миссии вольных каменщиков в деле борьбы с войной должно было содействовать сотрудничество между ложами различных систем и стран. С этой целью по инициативе и во главе с "досточтимым мастером" ложи "Альпина" и одновременно министром просвещения Швейцарии Эдуардом Картье-Летантом вместе с Международным Бюро мира в Берне было организовано "Международное масонское бюро" (Bureau international de relations maconniques). Председатель Международного Бюро мира Элие Дюкоммен был также членом "Альпины".
На Международном масонском конгрессе 1902 г. обсуждалось предложение об объявлении войны противозаконным действием, о создании международного трибунала и "кодекса мира". Свою пропацифистскую позицию вольные каменщики имели случай доказать и во время итало-турецкой войны. В ответ на протест "Великой Ложи Оттоманской империи" против попирающего масонские принципы конфликта ряд лож направили правительствам Италии и Турции послание о необходимости прибегнуть к арбитражной процедуре и обратиться в Гаагский суд.
Последний перед войной Международный масонский конгресс собрался в 1913 г. в Гааге под покровительством Великого Востока Нидерландов. Он должен был стать, по словам Фрида, "мощной манифестацией международного масонства за мир, предшествующей открытию Дворца мира и Памятника миру".

...Вообще Гаага 1913 г. стала настоящей Меккой для движений, объединивших свои усилия в борьбе против войны: с 18 по 23 августа здесь проходил Конгресс мира, с 23 по 25-е - Международный масонский конгресс, 29 августа состоялось открытие Дворца мира, с 1 по 5 сентября прошел конгресс Международных студенческих союзов, а с 3 по 6-е - Межпарламентская конференция. При таком напряженном графике трудно предположить, чтобы между всеми этими форумами не было единой координации.

...Немецкие масоны настаивали тем не менее на неполитическом характере своей деятельности, считая это главным пунктом преткновения с западными, особенно французскими, ложами. Те, по мнению немцев, сделались "питомником политических карбонариев".

...Несмотря на всю "гуманистическую" казуистику, "реально политическая позиция в мире действительности" у немецких "братьев" накануне I мировой войны заключалась в том, что "лишь при сильнейшем вооружении Германия будет в состоянии обеспечить своё мирное развитие на благо воздвигающемуся "зданию человечества", вопреки... силам извне".

...Однако двери влиятельных кабинетов для немецких вольных каменщиков, разделявших пацифистские идеи, оставались закрыты - в отличие от своих западных собратьев, которым покровительствовали король Англии Эдуард VII, президенты Франции Э. Лубе и Р. Пуанкаре. Во Франции поддерживавшие пацифизм члены лож вообще составляли большинство в Радикальной партии и имели заметное влияние на часть социалистов вокруг Ж. Жореса.
С тех пор, как в 1871 г. масонский трибунал в Париже объявил "братьев Вильгельма [I] и Фридриха Гогенцоллернов" вне закона, осведомленные о деятельности лож немецкие официальные лица относились с подозрением к любым исходящим с Запада инициативам по примирению с немецкими "братьями" и организации миротворческих акций на этой основе. Так, в 1908 г. по приглашению проектора немецких лож принца Фридриха-Леопольда в Берлин должна была прибыть представительная делегация французских масонов. Принимала французов ложа Шёнайх-Каролата, а посредником в этой акции выступал председатель Берлинского филиала Немецкого Общества мира генерал-лейтенант в отставке Карл фон Путткаммер. С французской стороны были задействованы влиятельные лица, включая министра иностранных дел С. Питона.
По свидетельству Путткаммера из Франции, "берлинский прием масонов здесь в центре внимания". В самом Берлине, однако, энтузиазма было куда меньше. В письме Фридриху-Леопольду Бюлов, хотя и признал акцию "добрым знаком положительного развития франко-германских отношений", но рекомендовал из-за "партийно-политического характера" французских лож держаться отстраненно, "ограничиваясь выражениями протокольной вежливости". Министр внутренних дел Ф. фон Мольтке сообщал после консультации с МИДом главе императорской канцелярии Луканусу, который курировал дела лож, что "по мнению МИДа следует как можно меньше уделять внимания визиту французских масонов", т.к. "в этой области слишком большое усердие с немецкой стороны скорее вредно". В мае 1908 г. визит французов в Берлин в количестве ок. 600 (!) человек все же состоялся, однако и такую внушительную делегацию кроме пацифистской прессы никто "не заметил". Можно предположить, что этот холодный прием был в числе причин почти полного отсутствия французов на Берлинской межпарламентской конференции в сентябре того же 1908 года.

...В войну международное масонство разделило участь всех других "интернационалов". Его международные связи использовались в военно-политических целях обеими враждующими сторонами. Так, когда на масонском конгрессе стран Антанты и нейтральных держав в июне 1917 г. наряду с учреждением международного парламента и трибунала Сообщества наций был поставлен вопрос об отторжении от Германии Эльзаса с польскими землями и о расчленении Габсбургской монархии, аналогичное собрание масонов Четверного союза в июле 1918 г. решило объединить усилия для укрепления блока своих держав.

Антипацифизм
...Полемизируя с теорией нравственного прогресса у Б. фон Зуттнер, один из представителей этого лагеря писал: прогресс "зависит от того, чтобы более высокая культура [на войне]... преодолевала и уничтожала неполноценную". Сравнивая войну с "болезненной операцией", "двигающей цивилизацию вперед", автор считал арбитражное разрешение конфликтов помехой для "исторического отбора", прибежищем "слабых и неполноценных". Заключал он выводом о том, что вания человечества, вечный мир "был бы несчастьем" для него. "Мировая история учит, что достойное место в мире обеспечили себе только те народы, которые волю к власти ставили выше воли к миру", - утверждал генерал А. Кейм на собрании пангерманистов в 1913 г.

...Действительно, идея нации трактовалась пацифистами с либерально-космополитических позиций, принципиально отличных от расово-биологического подхода. Антипацифистами же любой интернационализм, шла ли речь об антивоенном, социалистическом движении или католичестве ("ультрамонтанстве"), воспринимался как главная угроза стране. Поэтому основным пунктом антипацифистской критики были утверждения о "ненемецком" (undeutsch) характере пацифизма, автоматически превращавшиеся в подозрения о его антинемецкой направленности и участии в международном заговоре против немецкого народа.

...В представлении "фёлькише", на деле единым фронтом против Германии объединились различные "наднациональные силы". "Берту фон Зуттнер и всех прочих филантропических и демократических прожектеров и болтунов" ( в другом варианте - "демократизм, феминизм и пацифизм") внутри страны поддерживали-де извне страны Антанты, а также "янки" во главе с Карнеги и вообще "частные интересы, за которыми стоит огромный капитал"; конечно, евреи ("недостойное движение, проповедники которого - Блиохи да Фриды") и международный католицизм (ему на руку "работают эти утописты и шуты-миротворцы (Friedensfexe), ибо следует опасаться, что католический мир предложит папу в качестве независимого арбитра"). Предвосхищая фашистов, "фёлькише" пытались навязать агрессивный национализм прежде всего средним классам, ибо "так называемый международный мир... означает в конечном счете угнетение производительных сил народов денежными воротилами и пролетарским плебсом".

...Слово "мир" звучало, впрочем, и на устах "политических генералов "и пангерманистов. Однако под ним негласно или открыто подразумевался "немецкий" мир (Pax Germana), мир с позиций силы. "Германия, - заявлял генерал Кейм, - только тогда будет иметь мир, когда её армия достаточно сильна, чтобы его сохранить...", "Необходимо восстановить поколебавшийся было страх [перед Германией], иначе с миром будет покончено".

Пропаганда, Масоны, Заговор, Французы, Сдвижков, Объединение систем, История, Первая мировая война, Англичане, Пацифизм, Немцы, Гаага

Previous post Next post
Up