Глава II. Пацифизм и общество
2.4. Союзники и противники
...Многое роднило пацифистов и с движениями, выступавшими за права угнетаемых или дискриминируемых социальных и национальных групп. Берту фон Зуттнер многолетняя дружба связывала с
основателем сионизма Теодором Герцлем. А в 1891 г. они с мужем основали в Вене "Союз борьбы с антисемитизмом" по образцу возникшего годом раньше в Берлине. В обоих "Союзах" ведущую роль играли пацифисты и люди, близкие им по духу - в частности, Р. Вирхов.
...Л. Моргенштерн была, кроме того, вице-президентом и председателем немецкого отделения "Международного союза женщин за мир через воспитание" (Alliance universelle des femmes pour la paix par 1'е́ducation), основанного в Париже дочерью В. Гюго кн. Марией Вишневской. И эта организация, и созданная той же Вишневской "Женская лига за всеобщее разоружение" (Ligue des femmes pour le dе́sarmement international) поддерживали франко-германские миротворческие акции пацифистов, и, что ещё важнее, их стремление изменить семейное воспитание в духе "любви к человечеству". Однако широкого отклика в Германии эти инициативы не встретили, а после смерти Вишневской её начинания и вовсе заглохли.
...Но в общем, в отличие от многих других европейских стран, сколько-нибудь широко привлечь политически активную часть женщин к сотрудничеству с пацифистами в Германии не удалось. Большинство женских активисток солидаризовалось с лозунгом политического нейтралитета женского движения. На собрании АНЖС в Берлине в 1898 г. предложение Л. Моргенштерн включить в программу "Лиги" пункт о поддержке антивоенной борьбы было отвергнуто из-за "одиозного духа космополитизма и антипатриотизма" друзей мира, который может дискредитировать борьбу женщин за избирательные права.
"Лига" все же заявила, правда, о своих "симпатиях" к пацифистскому движению, а через год приняла резолюцию в поддержку I Гаагской конференции - однако это не помешало ей поддержать и флотскую программу Тирпица.
Характерная дискуссия разгорелась на собрании "Лиги" в 1900 г. по вопросу о поддержке проходившего в Париже съезда антивоенной организации М. Вишневской. Вождь правого, "патриотического" крыла ЛЖНС Мария Лихновски заявила о невозможности такого шага после поддержки "Лигой" программы строительства немецкого флота, тем более, что "в настоящий момент (во время англо-бурской войны - Д.С.) конгрессы мира вообще не к месту". Большинство же приняло замечательное решение послать тем не менее выражение симпатии антивоенному конгрессу, поскольку-де одобрение строительства военного флота этому не противоречит.
Нежелание большинства немецких феминисток вступать в конфликт со сложившейся системой политических ценностей вело к изоляции радикального крыла женского движения. Ведущими фигурами в нем становились личности типа Лихновской, прозванной "Флоттен-Мария" за пропаганду морских вооружений и организацию пользовавшегося покровительством властей мощного "Флотского союза немецких женщин".
Дело было не в том, что "Флоттен-марии" превосходили числом "Фриденс-берт". Большинство уступками правительству в вопросах внешней политики надеялось "купить" решение женского вопроса. Социал-демократы, занявшие в отношении буржуазных феминисток позицию критических наблюдателей, верно отмечали в нем эту тенденцию. "...Некоторые женщины, которые ещё не так давно подчеркивали связь антивоенного и женского движения, теперь охотней говорят о необходимости мощных вооружений, - писала "Форвертс" в 1913 г., - Не то, чтобы они верили во внешнюю угрозу Германии и в слабость её вооружений, - они лишь полагают, что выступление женщин за увеличение армии будет свидетельством их политической состоятельности".
...Видная женская активистка Анита Аугспург писала в ответ на призыв Л. Моргенштерн к единству действий с обществами мира: "Я подняла на ноги все женское политическое движение (подчеркнуто в оригинале - Д.С.) для того, чтобы устроить в один и тот же день демонстрации об отношении к конференции мира (за или против, мне все равно). Для меня это смотр женского войска... Мы всегда настаивали на том, что наши акции - вне обществ мира, дабы подчеркнуть их более общий характер... Вы участвуете и в женском, и в антивоенном движении, но прошу Вас учесть, что женское движение более широкое... Я лишь хотела использовать этот миротворческий повод (!-Д.С.), чтобы навести мосты между нами и женщинами [других стран]".
Другие женские активистки, как Л. Г. Хейман или X. Штёккер, хотя и сотрудничали с пацифистами, также были убеждены, что равноправие женщин будет само по себе надежнейшей преградой войне, поскольку лишь "женское естество, женский инстинкт согласны с пацифизмом"
С другой стороны, сами пацифисты, и без того осыпанные градом насмешек в "бабстве", избегали афишировать свои контакты с женским движением. Далеко не все из них разделяли и взгляды феминисток на новую роль женщины в обществе: Умфрид, например, признавался, что краснеет за женщин, осмелившихся выступать публично, а Хаусман назвал себя и свою партию "принципиальными противниками избирательного права для женщин".