...На всех ветхих путях жизни, человеку свойственно «богатиться» и «знать»;
к этому устремлена вся первородная похоть человека.
«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание, и взяла плодов его и ела» (Быт. 3, 6)... Вот зарождение похоти знания, - греха, в котором пребывает весь ветхий мир человека... «знать», насытиться, обогатиться... без Бога, вне Бога.
Но, - «горе вам, богатые!... горе вам, пресыщенные ныне!» (Лк. 6,24-25).
В нынешнем состоянии человечества никакое знание не должно ощущаться как знание. Всякое знание должно переживаться как неведение.
...Творить и учить трудно. Трудно блаженство учительства, и трудно избавление от его греха. Учащий уподобляется Богу. Неправильно (ненадлежаще, и не в надлежащем духе) учащий уподобляется идолу и диаволу. В этом крест истинного учительствования, и его слава.