Глава I. Организация и идеология немецкого пацифизма
1.1. Немецкое общество мира: истоки, идеи, деятельность
...В этих условиях Б. фон Зуттнер, живя в Австрии, оставалась фактически и главой немецкого движения, определяя направление его деятельности. Она разделяла иллюзии тогдашнего международного пацифизма о возможности общей для всех стран и солидарной тактики действий. Зуттнер даже считала сначала европейское пацифистское движение единой международной организацией с центром в Лондоне (Международная ассоциация арбитража и мира знакомого нам Ходжсона Пратта). Председатель Международного бюро мира Э. Дюкоммен также писал немецким пацифистам, что миротворческое движение в Германии "дабы достичь хороших результатов, должно иметь международную ориентацию, сохраняя национальный характер".
Предлагавшаяся Б. фон Зуттнер тактика действий была в основном заимствована у англосаксонских организаций. Требование отказа от политики противоречиво сочеталось здесь с планами образования надпартийной "партии мира" в парламентах для борьбы против военных кредитов, внесения конструктивных предложений правительству по созданию "международного правового порядка" и организации массовых народных петиций по их
поддержке.
Иллюзорность этих надежд продемонстрировали уже дебаты по вопросу о проекте военных расходов в 1892-1893 гг.
...Спустя год невиданную до того волну активности пацифистов в Германии и по всей Европе вызвала публикация 12/24 августа 1898 г. ноты министра иностранных дел России гр. М. Н. Муравьева с предложением императора Николая II о созыве международной конференции мира.
Каковы бы ни были действительные мотивы, толкнувшие русского монарха на этот шаг, "царский манифест" был восторженно встречен пацифистами. Казалось, неожиданно приблизилось воплощение самых смелых надежд на установление "вечного мира" через пацифизм "сверху", которыми грезила не одна только фон Зуттнер. Для баронессы же, и без того симпатизировавшей России и её монарху, "царский манифест" был "самым ярким документом мира, когда-либо увидевшим свет... Перевернута новая страница истории"; "сегодня бессонная ночь от радости". "Что за северное сияние это царское слово!" - писала она Толстому. "Движение за мир перешло теперь в сферу практического исполнения", "вчерашние утописты, мы стали сегодня "реальными политиками", - вторил Зуттнер Фрид. Более трезвые оценки, как, например, у мюнхенского пацифиста Людвига Квидде, сводились к тому, что "независимо от действительных причин русской акции, Россия стала "повивальной бабкой пацифистской идеи", которая достигла теперь уровня "высокой политики" и не исчезнет с него, пока не будет найдено решение проблемы".
Этот оптимизм убавлялся по мере того, как выяснилась повсеместно холодная официальная реакция на предложения России, и в результате первоначальный объем вопросов будущей конференции был значительно урезан. Тем не менее пропагандистские акции пацифистов по всей Европе при подготовке и в ходе I Гаагской конференции мира (18 мая - 29 июля 1899 г.) означали действительный прорыв в истории антивоенного движения.
...Под распространявшейся по всей Европе Стидом "Декларацией поддержки Гаагской инициативы" в Германии удалось собрать более 50 000 подписей (40 000 из них, что характерно, на Юге) и направить её как петицию в Рейхстаг. Никогда прежде и впоследствии до 1914 г. пацифистские акции не были в Германии столь массовыми. Как отмечало Международное бюро мира, успехи мюнхенцев впечатляли даже в сравнении с другими европейскими странами.
...Большинство корреспондентов из академической среды, к которым обращались М. Э. Зеленка с мужем, не желало выйти за рамки "реальнополитической" логики и отнеслось к Гаагской конференции безучастно-враждебно. Немалую роль сыграли традиционные для немецких либералов и усилившиеся с конца века антирусские настроения. Один из корреспондентов Зеленка так выразил распространенную позицию: "Я убежден, что всю историю выдумал ... артист, который вдыхает в нынешнюю Россию эфемерное подобие жизни, г-н Витте, чтобы ... на некоторое время удержать государственный корабль на плаву. ... Я вижу во всей это русской мирной акции … первейшую ложь нашего времени ... Должны ли мы, для которых падение этой державы лжи есть величайшая радость, ещё и помогать ей?".
...Однако, несмотря на все усилия, русское предложение о пятилетием моратории на вооружения было отвергнуто. Конференция ограничилась принятием запрета на применение некоторых боевых веществ и распространила действие Женевской конвенции Красного Креста 1864 г. на военно-морские конфликты - т.е. продолжила "институционализацию" войны. Хотя первоначальный план обязательного арбитражного регулирования конфликтов из-за активного противодействия Германии не прошел, в Гааге тем не менее была создана Международная арбитражная судебная палата, к услугам которой государствам рекомендовалось прибегать в кризисных случаях.
В общем, Гаагская конференция далеко не оправдала возложенных на неё пацифистами надежд, но и не похоронила их окончательно. 18 мая - дата открытия конференции в день рождения Николая II - стало с тех пор отмечаться пацифистами как Международный День мира. Требование "дальнейшего развития дела Гааги" было закреплено и в принятой в 1899 г. Программе НОМ.
Однако мечтам пацифистов, увидевших на пороге 1900 г. в Гааге зарю "новой эпохи” - двадцатого века без войн - был нанесен жестокий удар вспыхнувшей, словно в насмешку над этими иллюзиями, сразу после заключения Гаагских конвенций, англо-бурской войной. "Шанс проигран”, - в очередной раз горько заключала фон Зуттнер. Ни один из вооруженных конфликтов конца века (японо-китайская, греко-турецкая, испано-американская войны) не вызывал такой обостренной реакции пацифистов. Они были уязвлены цинизмом Англии, которая отказалась прибегнуть к услугам учрежденного только что при её же содействии Гаагского посредничества.
...Под мировой историей Фрид понимал "ничто иное, как непрерывный процесс организации", основное содержание которого составляло "прогрессирующее преобразование силы в право". Признавая вообще "борьбу" жизненной необходимостью, Фрид опирался на гуманистическую критику социал-дарвинизма у русских Я. Новикова и П. Кропоткина. Согласно их трудам, формы этой борьбы цивилизуются и упорядочиваются по мере эволюции человечества от первоначального состояния "войны всех против всех" ко все более высокой социальной организации, достигающей уровня современных национальных государств и стремящейся к наднациональному сообществу "цивилизованных" стран.
На этом, современном ему историческом этапе главным фактором организации мира становится, по Фриду, экономическая интернационализация в рамках либерального капитализма. Рост хозяйственных связей, свободная торговля создают объективные предпосылки для окончательной замены власти "силы" правом и "постепенно среди межгосударственной анархии вырастает организация государств" , политике-правовая общность на основе экономической и гуманитарной.
Поскольку в глазах Фрида история "всегда была плодом усилий немногих, обладавших властью навязать свою волю большинству", то и он подобно Зуттнер рассматривает силы, от которых зависит предотвращение войны, как некий элитарный клуб. Кроме власть предержащих, в него входят пацифисты, "понявшие ранее остальной части человечества" действие закона организации мира. Их задача - донести до властных структур "истинное" положение вещей, которое якобы состоит в следующем: в результате прогрессирующей организации мира фатальная необходимость войн исчезла, и только неведение политиков заставляет их бояться новых войн и планировать превентивные нападения. При общей обстановке анархии и нервозности эта среда, управляющая настроениями массы, и ведет дело к войне.