«Жизнь - не высшее из благ»
Введение
Глава первая. Война за веру
Все великие войны суть войны за веру, таковы они были в прошлом, таковы в настоящем и такими же останутся в будущем. Раньше в этом отдавали себе отчет
и их участники: ополчался ли император Карл против саксов или «франки» выступали в поход за освобождение гроба Господня, шла ли позднее речь об отражении натиска турок, отстаивали ли германские императоры свою страну перед угрозой со стороны итальянских городов или католики в эпоху Реформации боролись с протестантами за господство - всегда те, кто вел войну, сознавали, что сражаются за свою веру; обращая свой взгляд назад и стремясь постичь всемирно-историческое значение этих войн, мы понимаем, что такие чувства и мысли сражавшихся имели глубокую основу.
...Легко видеть, что в нынешней мировой войне выразилось множество самых разнообразных частных конфликтов. Это второстепенные войны, подобные, к примеру, той, что Россия ведет против Турции за обладание Дарданеллами, или Франция - против Германии за Эльзас и Лотарингию, или Австро-Венгрия - против России за господство на Балканах. Но главная война - иная. Это отчетливее всего понимали наши противники, когда они объявили всему миру, что борьба ныне идет между «западноевропейской цивилизацией», «идеями 1789 года» - и немецким «милитаризмом», немецким «варварством».
Ведомые инстинктом, они и в самом деле верно выразили в этих словах глубинное противоречие. Мне только хотелось бы немного по-другому его сформулировать и сказать: борьба идет между торгашом [Händler] и героем [Held], между торгашеским и героическим мировоззрением, торгашеской и героической культурой. А ради чего я с помощью этих выражений стараюсь подчеркнуть глубочайшее, всеобъемлющее противоречие в воззрениях на мир и в переживании мира,- это станет видно из дальнейшего.
...Речь, таким образом, идет о торгашеском или героическом настрое [Gesinnung], и вполне возможно, что тот, кого судьба заставила торговать перцем да изюмом, окажется героем (по своему настрою), тогда как мы каждодневно можем видеть, что тот или иной военный министр оказывается «торгашом», коль у него душа лавочника, а не воина.
...В этом смысле и среди народов можно различать народы торгашеские и героические, и потому в этой великой войне идет борьба за преобладание между торгашеским и героическим мировоззрениями. А носителями их, т. е. репрезентативными представителями обеих противоположностей, выступают два народа - англичане и немцы. И мировая война 1914 года получает свое более глубокое всемирно-историческое значение только как англо-германская война. При этом главный вопрос человеческой истории, требующий сегодня своего разрешения, состоит не в том, кто будет господствовать над морем; много важнее вопрос, заключающий в себе всю дальнейшую судьбу человечества, вопрос о том, какой дух окажется сильнее: торгашеский или героический.
Глава вторая. Элементы английского духа
...Я намерен лишь коротко указать те составные части, из которых складывается английский торгашеский дух, и очертить то, что прежде всего способствовало его развитию.
Ведь основу всего английского составляет, по-видимому, безмерная духовная ограниченность этого народа, его неспособность хоть сколько-нибудь приподняться над осязаемой, повседневной «действительностью». Доказательством служит то, что́ в Англии называют «философией». Начиная с Френсиса Бэкона, чье имя, по меткому выражению Ницше, знаменует собой посягательство на философский дух как таковой, и вплоть до того человека, которого в Англии вот уже целое поколение именует просто «Философом»,- Герберта Спенсера.
...Знаменательным для воззрений английских мыслителей мне всегда казался спор, который Герберт Спенсер вел когда-то со своим более глубокомысленным, но потому и далеко не столь известным соотечественником Мэтью Арнолдом, утверждавшим: Англия - страна, бедная на идеи. На что Спенсер со всей серьезностью возражал: это не так, поскольку именно «английский дух» за последние годы 1) организовал водоснабжение Амстердама, 2) провел канализацию в Неаполе и поскольку 3) Continental Gas Co. снабжает газом все прочие страны.
Так, дословно продолжает Спенсер, неоспоримый факт состоит в том, что «сам Берлин, эта штаб-квартира духа, вынужден сидеть в потемках, ожидая поставок газа от этой компании». «Разве ввиду этого мы не должны сказать, что англичане обнаруживают бо́льшую веру в идеи, чем немцы». И это говорит вовсе не штатный инженер компании Continental Gas Co., а английский «Философ» - единственный философ новейшего поколения!
...«Истинная и подлинная цель науки состоит в том..., чтобы обогащать человеческую жизнь новыми изобретениями и приспособлениями...», «внедрение замечательных изобретений занимает, по-видимому, наипервейшее место среди прочих человеческих деяний». Так говорил Бэкон, основоположник английской « философии ». И в воззрении этом до сего дня ничего не изменилось.
...Зато все наблюдатели уже в те времена считают нужным отметить у англичан сильно выраженную тягу к стяжательству. Особенно интересно, что черта эта была замечена даже венецианцем: tutti divengono cupidissimi del guadagno, «все с ума посходили из-за денег». «С народом английским нельзя учинить никакой несправедливости, которая не могла бы быть заглажена с помощью денег» (поп ё possibile fare tanta ingiuria alii Inglesi plebei, la quale non si acconci con il denaro). «В своих торговых сделках они проявляют такое рвение, что не гнушаются и ростовщичеством» (sono tanto diligenti nella mercatura che non temano di fare contratti usuari). Заметьте: это пишет итальянец в 1500 году, когда Англия, стало быть, еще была страной вполне католической.
...В аспекте такого взгляда на жизнь обширное место непременно будет отведено материальным ценностям, а потому почет и уважение будут уделены тому виду деятельности, которая обеспечивает поставку средств для достижения удобства, материальных благ: хозяйственной и, в первую очередь, торговой деятельности. Хозяйственные интересы получат, таким образом, перевес над всеми прочими жизненными интересами и постепенно подчинят их себе. Если только представители экономической сферы достигнут превосходства в той или иной стране, они затем с легкостью распространят свои профессиональные воззрения на все сферы жизни, и торгашеская точка зрения на мир будет значительно усиливаться и укрепляться, пока торгашеское мировоззрение и практический коммерциализм не сольются, наконец, в уже нерасторжимое единство, как это произошло в сегодняшней Англии.
Глава третья. Английская наука
...Вообще, забавно, что почти всюду, где нам встречается автор, пишущий на английском и отличающийся при этом духовностью и глубиной, можно бывает установить, что по крови он ирландец. Это особенно относится к литераторам. Я имею в виду таких писателей, как Йорик Стерн, которого Гете назвал «изящнейшим умом» из всех когда-либо творивших, как Рескин, Оскар Уайльд, Бернард Шоу, которые, как ни судить о них в прочих отношениях, все же не были столь пошлы и скучны, как это свойственно английскому духу.
...Потому-то Фихте с полным правом и называл «зарубежную философию» «мертвечиной». С точки зрения утилитарно-эвдемонической этики это отдельное существо, этот человечишка заключает затем с жизнью своего рода пакт, по которому он обязуется совершать определенные действия, но только ввиду получения прибыльной отплаты (на этом свете или на том - все равно). Самый гнусный клич, который когда-либо издавала торгашеская душа: поступай «хорошо», «чтобы все у тебя было благополучно и ты долго жил на этой земле»,- стал девизом всех учений английской этики. «Счастье» есть высшая цель человеческих стремлений. «Наибольшее счастье для наибольшего числа людей» - в таких словах Иеремия Бентам выразил этот подлый «идеал» на вечные времена. В чем именно состоит это счастье отдельного человека, для достижения которого следовало привести в движение весь чудовищный, сложнейший мировой механизм, каждый этик определял, конечно, по-своему, в зависимости от собственных предпочтений Но и здесь можно все же выявить своего рода усредненное мнение: «счастье» есть удобство вкупе с благопристойностью, comfort вкупе с respectability, apple-pie и священный воскресный отдых, миролюбие и foot-ball, зарабатывание денег и досуг для занятия каким-нибудь hobby. Культивируемые здесь добродетели - те, которыми обеспечивается мирное житье соседствующих торговцев.