Глава II, а в ней 20 статей.
О царских чиновных людех: о боярех и околничих и думных и ближних людех, о столниках, о стряпчих, о дворянех, о полковниках и головах стрелецких, о диакех, о жилцех и о всяких служилых и дворовых людех.
...А которой бы человек, кроме вахты, на Москве и в селех, пошел через царской двор с ружьем, с саблею, или с пистолми, тайным обычаем, с простоты, а не с умыслом злым, и такова б человека увидев, или б кто на него указал, поимав пытали б, для чего
он через царской двор шел с ружьем, не на царя ль, или на его дом, или на бояр и на думных и на ближних людей, и не по научению ль чьему от кого от бояр и думных и ближних людей, или от посадцких и от гулящих людей и от крестьян; и будеть тот человек с пытки скажет, что он шел через царской двор с ружьем умыслом своим, а ни по чьему научению, хотя его царя и домовых его кого, или из бояр и из думных и из ближних людей, за какое нибуди дело погубити, и такого вора пытав накрепко трижды, впрямь ли он шел своим умыслом, а не по научению, казнят смертию, безо всякие пощады, кто б ни был. А будет скажет, что он шел умыслом по научению бояр и думных людей или каких иных людей, и по его скаске, на кого он скажет, тех людей всех велят похватати и пытати, для чего они такого человека на царское здоровье научали, не по научению ль которого иного потентата, чтоб учинитись у него в подданстве, или сами хотя государством завладети, или на бояр и думных людей, для того чтоб в государстве учинити смута для грабежу домов и животов; и будет те люди по первым речам в тех делах винятся, и их потомуж казнят всех без милосердия; а будет не повинятся, и того, кто на них сказывал, учнут пытати вдругорядь и будет скажет с пытки, что впрям по их научению ходил, и тех людей пытают вдругорядь - и будет не повинятся, и того человека учнут пытати в третье; и будет скажет прежние ж свои речи, и тех всех потомуж учнут пытать в третье, и пытав трижды, хотя кто их них изо всех и не повинится, и их всех посадят в тюрму, доколе по них поруки будут, что им вперед злого не мыслити и за вороством не ходити; а будет порук не будет, и они сидев в тюрме лет 15, или сколко доведетца, велят их уволнить и сослать в ссылку в далные городы, в Сибирь, или на Терек, на вечное житье. А будет тот человек солжет, с первые пытки скажет на них напрасно, по недружбе, а они все будут пытаны и не винились, а после того тот же человек с другие пытки, или с третей, скажет, что он тех людей поклепал напрасно, и такова еще учнут пытати накрепко, с первой пытки на них сказывал, а опосле зговаривает не по научению ль чьему: и будет скажет. что его научили те ж люди, на которых он говорил, и тех всех и кто научал сыскав потомуж пытают, и будет винится казнят всех; а будет с тех пыток учнет говорить, что впрямь на них солгал напрасно, по недлужбе, и такова одного казнят смертию, а по тех по всех соберут поруки и высвободят; а по ком порук не будет, потомуж в тюрму посадят, до указу.
…
О царицыных чинов людех и о бояронях.
О боярских женах. Бояр и околничих и думных и ближних людей жены, вдовы и мужни жены, и дочери вдовы ж и девицы, когда лучитца по них для чего нибудь к царице и к царевнам ехати похотят, и они ездят зимою в каптанах, а летом в колымагах. А приезжаючи к Царицыну двору, ис колымаг и ис каптан выходят у ворот, а на двор не всьезжают, а приходя к Царицыным, или к царевниным покоям, посылают бояронь сказати о своем приезде царице, или царевнам: и будет царице и царевнам время, и они им велят быть к себе, а будет не время , и им отказывают; и они боярские и ближних людей жены, или у дочери, не быв у них поведут к себе. А когда они бывают у царицы или у царевен, и они пришед царице и царевнам кланяются в землю, и царица, или царевны, справшивают их о здоровье и о чем они приедут бить челом; и подают челобитные, и царица и царевны, или и царевичи, челобитья их выслушивают и чеобитные принимают, и по их челобитью бьют челом, царица, или царевны, или и царевичи, царю - и царь те дела, о которых будет челобитье, по их прошению, делает, хотя б которой князь или боярин или иных болших и менших чинов человек в какой беде ни был, или б о чем ни бил челом, или б кто и к смерти был приговорен, и, по их прошению, может царь все доброе учинити и чинит; и таких дел [Зри глава 4 статья 28] множество бывает, что царица, и царевичи и царевны, многих людей от напрасных и не от напрасных бед и смертей свобождают, а иных в честь возвышают и в богатство приводят.