Интеллигенция в истории: образованный человек в представлениях и социальной действительности М.,2001

Sep 13, 2023 14:40

II. Формирование среды и самосознания
В. А. Веременко (Институт Истории РАН, С.-Петербург). “Ученая женщина”: дискуссии в российском обществе (вторая половина XIX - начало XX вв.)
...На особом месте в группе интеллигентных профессий стояла врачебная деятельность, привлечение к которой женщин - помимо уже указанной необходимости расширения штата работников этой отрасли - имело и важные психологические обоснования. Нередко “природное чувство стыдливости” мешало представительницам слабого пола обращаться к врачу-мужчине. Поэтому-то столь активно многие авторы ратовали за создание “института женщин-врачей, у которых со временем и будет лечиться основная масса женщин, не сомневаясь в поддержке мужчин в этом вопросе: “Всякий муж, любящий жену, в душе чувствует отвращение при мысли, что его жену станут осматривать как вещь, не имеющую чувства стыдливости”. Сторонники широкого распространения высшего образования среди женщин считали, что в результате этого большие положительные изменения претерпит не только семья, но и общество, в котором наконец обе половины человечества приобретут равные права.

...Что же касается кадетов, то и в их партии сосуществовали разные подходы к вопросу о равноправии мужчин и женщин. Это наглядно проявилось в ходе дебатов на ее I съезде, когда часть делегатов “во главе с П. Н. Милюковым заявила, что выйдет из состава партии, если в ее программу будет включено положение об избирательном праве для женщин”. Участниками съезда был принят компромиссный вариант “о возможности участия женщин в выборах народных представителей с оговоркой, что меньшинство съезда по практическим соображениям осталось при особом мнении, в силу чего решение партии по данному вопросу не является обязательным для всех”.

А. А. Дмитриев (СПБФ ИИЕТ, Санкт-Петербург). Мобилизация интеллекта: Первая мировая война и международное научное сообщество
...Еще на рубеже веков одновременно с политическим сближением России и Франции в Париже начинает действовать Общество изучения России; с 1907 г. активно работает в области межгосударственных культурных и научных отношений общество англо-немецкого сближения, а также комитет франко-немецкого сближения. В немецких университетах с начала века постоянно увеличивалась российская студенческая диаспора; ее наплыв вызывал недовольство немецких студентов, не желавших конкуренции и руководства, что привело к введению начиная с 1912 г. в большинстве высших учебных заведений Германии мер против имматрикуляции выходцев из Восточной Европы. Кроме того, именно в Германию устремлялось большинство подготавливавшихся к профессорскому званию выпускников университетов (всего до 1914 г. в заграничные командировки отправлялось около 10-15% от всех, оставляемых при кафедре). С целью изоляции от радикального отечественного студенчества по проекту министра просвещения Л.А. Кассо именно в Германии создавались с 1911 г. специальные институты для подготовки таких кандидатов в профессора по римскому праву, латыни и естественным наукам.

"Война манифестов" осени 1914 г.
Коллективные воззвания ученых как средство ведения или изменения научной политики использовались еще до начала мировой войны, но скорее внутри отдельных государств (например, меморандумы "флотских профессоров" - сторонников территориальной экспансии и роста военной мощи Германии в начале века, известная "Записка 342 ученых" о необходимости автономии высшей школы в России, подготовленная в начале 1905 г.). Но именно летом и осенью 1914 г. этот жанр не только получил распространение в области внешнеполитической, но и обозначил наиболее ярко крушение прежних форм и идеалов международного научного сотрудничества. Хотя самое активное участие в этих публичных дебатах приняли немецкие ученые, начало им было положено в Англии. 1 августа 1914 г. на страницах "Таймс" появилось подписанное шестью профессорами (среди них известным английским физиком Дж. Дж. Томсоном) воззвание, предупреждающее относительно возможности участия Англии в войне на стороне самодержавной России против Германии, которой Европа и Англия обязаны столь многими научными и культурными достижения, что война против нее, по мнению авторов, стала бы "грехом против цивилизации". Но после объявления Англией войны Германии 5 августа 1914 г. настроения английского общества претерпели существенные изменения и уже 18 сентября появилось обращение противоположного рода - "Судьба и долг Британии", подписанное Г. Уэллсом, А. Конан Дойлем, Р. Киплингом и рядом ученых. Наряду с выражением высочайшего уважения и благодарности к Германии и ее культуре, его авторы отказывались признавать, что "какая-либо нация обладает правом навязывать грубой силой свою культуру другим нациям, и что железная военная бюрократия Пруссии представляет собой более высокую форму человеческого общежития, чем свободные конституционные державы Западной Европы".

Уэллс, Пропаганда, Причины, Милюков, Врачи, Образование, Интеллигенция, История, Студенты, Англичане, Первая мировая война, Немцы, О женщинах, Революция, Наука

Previous post Next post
Up