Интеллигенция в истории: образованный человек в представлениях и социальной действительности М.,2001

Sep 12, 2023 15:12

II. Формирование среды и самосознания
Б. И. Колоницкий (Институт Истории РАН, С.-Петербург) Идентификации российской интеллигенции и интеллигентофобия (кон. XIX - начало XX вв.)
...Антиинтеллигентские высказывания можно встретить и у интеллектуалов, пользовавшихся безупречной “интеллигентской” репутацией. Так, А. П. Чехов, который ныне воспринимается как символ русского интеллигента рубежа веков, писал И. И. Орлову 22 февраля 1899 г.: “В нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр”. Следует, однако, отметить, что подобная точка зрения высказывалась в частном письме, а не утверждалась публично.

...Полемисты использовали подчас одни и те же идеологемы - и для многих носителей идентификации, и для всевозможных критиков интеллигенции очень важно было противопоставление “интеллигенции” и “народа”. При этом критики “интеллигенции” отождествляли себя с “народом”.
Появлялись и специфические “дочерние” идентификации, в которых ориентации на различные компоненты интеллигентской традиции могли сочетаться с критикой интеллигенции (“новая интеллигенция”, “государственная интеллигенция”, “истинно русская интеллигенция”, “пролетарская интеллигенция”, “рабочая интеллигенция”, “народная интеллигенция”). В некоторых случаях на основе данных идентификаций формировались субкультуры, в которых ориентация на культуру интеллигенции сочеталась с антиинтеллигентскими настроениями.

В. А. Веременко (Институт Истории РАН, С.-Петербург). “Ученая женщина”: дискуссии в российском обществе (вторая половина XIX - начало XX вв.)
...Ведя борьбу с расширявшимся стремлением женщин к высшему образованию, сторонники мужской монополии на знание строго придерживались второй позиции. “Не законы и обычаи, - подчеркивали они, - держали женщину вдали от мужских профессий, сама природа указывает каждому свое место”. Отход же от общемирового порядка, попытка пробраться в запрещенную сферу занятий немедленно отражается на самих нарушительницах, у которых “умственные силы развиты в ущерб другим способностям души”, препятствуя цельности “хорошего воспитания”; и “от этого происходят все странности характера” ученых женщин и то “совершенно верное мнение”, что ученая женщина не может быть хорошей женой".
В том случае, если такая особа все-таки вышла замуж, время, проведенное за книгами, плачевно отразится не только на ее характере, но и на ее здоровье: “Занятия науками и чтением, - говорилось в одном из многочисленных исследований на эту тему, - пагубны для женщин, потому что они отвлекают их жизненные силы к мозгу и таким образом лишают половые органы естественной их силы. Потому-то ученые женщины обыкновенно бывают или бесплодны, или подвержены опаснейшим припадкам во время беременности”.

...Взгляды же Н. А. Бердяева для подобного использования подходили с трудом. Ведь этот автор неоднократно подчеркивал: “Эмансипационное женское движение, конечно, заключает в себе великую правду, как и всякое движение, освобождающее от рабства”. В то же время его представление о назначении женщины, заключавшееся “в утверждении метафизического начала женственности”, в том, чтобы “быть произведением искусства, примером творчества Божьего, силой, вдохновляющей творчество мужское”, а главное, его отношение к современной ему “ученой женщине” неминуемо приводили врагов высшего образования женщин к необходимости использовать имя Бердяева в своей аргументации. “Все эти девицы с зубоврачебных курсов, - отмёчал философ, - потерявшие облик женщины, с истерической торопливостью бегущие на все сходки и митинги, производят отталкивающее впечатление, это существа, не имеющие своего “Я”, обезьяны, мужчины третьего сорта ... слишком быстро становятся подслеповатыми от несоответствующих их назначению занятий, и они надевают очки, превращающиеся в символ обезьянничества, искажающий природу женщины”.

...Примером такого рода инсинуаций вполне может служить роман А. Ариэль “Долой женщин”. Его герой влюбился в девушку, сдавшую после обучения в Париже экзамен в России и работавшую здесь врачом. Она ходила по ночам на вызовы, а молодого человека тем временем разрывала ревность. Не выдержав, он покончил с собой. Вывод, который складывался в голове читателя этой книги, с точностью Ф.М. Достоевского описывавшей все страдания несчастного мужчины, мог быть выражен, в зависимости от образования любителя подобной литературы, либо своеобразным афоризмом: “Горе миру, если женщина будет знающей”, либо обывательским лозунгом: “Господа православные, соединяйтесь, организуйтесь ... кто как может, ибо необходимо вырезать всех студенток, курсисток и жидов. В противном случае они захватят власть и устранят православную веру”.

...Так, например, в нашумевшей статье Н.И. Пирогова “Вопросы жизни” отмечалось, что главная цель общества - это воспитание человека, то есть развитие в нем самостоятельности, ума, воли, всего внутреннего мира. По мнению автора, оно должно начинаться с самых ранних лет ребенка, а так как первой воспитательницей бывает мать, то вопрос об образовании женщины выдвигается сам собой.

...Добавляли к этому и рассуждения о всевозрастающей потребности страны в кадрах “просвещенных работников”, прежде всего учителях средних школ, которых, “конечно, тем легче добыть, чем больше выбор, чем меньше всяких преград, недопущений, ограничений”.

Пропаганда, Эволюция понятий, Россия, Тезис, Интеллигенция, Цитата, Дети, Пирогов, Восприятие, История, Образование, Понятийные поля, О женщинах, Чехов, Бердяев, Семья

Previous post Next post
Up