Секст Эмпирик (2-я пол. 2-го века) Сочинения в двух томах, т. 1. М., «Мысль» 1976 пер. А. Ф. Лосева

Sep 04, 2023 16:13

Против ученых. Книги VII -VIII. Две книги против логиков
Книга вторая. [II. Существует ли знак?]
...Ведь невозможно с помощью чего-нибудь прочно ухватиться за одно, если налицо много показываемых предметов; например, превращение из богача в бедняка есть общий знак как распутства, так и кораблекрушения или предательства друзей. Будучи общим для многого, знак отнюдь не может быть показательным исключительно для одного из этих событий. Если он будет знаком данного предмета, то почему больше этого, чем того? И если того, то почему больше того, чем этого? На самом же деле он не будет знаком и всех их, ибо все они вообще не могут существовать вместе.

...Далее, нельзя учиться никакому чувственному как чувственному. Ведь никто не учится видеть белый цвет, и никто не учится вкусу сладкого, не научается воспринимать тепло или другое что-либо подобное. Но знание всего этого достается нам от природы и без научения. А знак в качестве знака изучается, как говорят, с большими усилиями, например тот, который относится к искусству управления кораблем, потому что он показывает ветры, бури и затишье. Точно так же обстоит дело и у занимающихся небесными явлениями, например у Арата и Александра Этолийского; по этому же образцу и у эмпириков-врачей, как, например, краснота, распухание сосудов, жажда и тому подобное, что неизучивший не воспринимает в качестве знаков. Следовательно, знак не есть нечто чувственное. Ведь если чувственное неизучимо, а знак изучают как знак, то знак не может быть чувственным.

...Так, мы называем знак истинным и ложным, а истинное и ложное нечувственно. То и другое - постулат (αξίωμα), а постулат принадлежит не к чувственным, а к мыслимым предметам.

Образ, Имущество, Секст Эмпирик, О дружбе, Восприятие, Событие, Понятийные поля, Знак, Событийный гобелен

Previous post Next post
Up