Миронов Б. Н. (1942--) Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX в.): т. II. 2003

Aug 23, 2023 19:07

Глава XI. Итоги социального развития России в период империи и советская модернизация
...Насколько глубоко новые идеи проникли в массовое сознание? Ответить на этот вопрос позволяют данные об идеалах учащихся, которые изучались русскими педагогами в начале XX в. как по своей инициативе, так и по инициативе Московского педагогического музея. С помощью анкетного опроса пытались выяснить мнение учащихся по следующим вопросам: на кого вы желаете быть похожими и почему? (другой вариант вопроса - какого человека вы считаете лучшим и почему?) и какая профессия вам нравится и почему? Анкета проводилась в разных учебных заведениях, так как, несмотря на всесословный принцип обучения, в каждом виде заведений преобладал разный контингент учащихся: в городских гимназиях численно доминировали дети интеллигенции, в городских училищах - дети городских низов, в деревенских школах - дети крестьян. Воспользуемся результатами опубликованных опросов учащихся по нескольким городам, включая Москву и Тифлис, и 52 сельских школ центральных губерний. Опросы охватили более 5 тыс. учащихся в возрасте 7-16 лет, из которых 3 тыс. обучались в гимназиях, 1 тыс. - в городских училищах и 1 тыс. - в сельских школах. Если суммировать результаты опросов, то получаем следующую картину. Идеалы для подражания разделялись на две группы: 1) «литературные идеалы» - персонажи беллетристических произведений, а также общественные, политические, религиозные, военные деятели, ученые, изобретатели, известные учащимся из книг и журналов; 2) «местные идеалы» - родители, родственники и знакомые, лично известные учащимся. Идеалы гимназистов примерно на 70% состояли из литературных и на 30% - из местных идеалов, идеалы учащихся городских училищ - соответственно на 48 и 52%, идеалы сельских школьников - на 19 и 81%. Среди литературных идеалов первое и второе места занимали писатели и персонажи из их произведений (их предпочли около 34% гимназистов, 42% учащихся городских училищ и 11% сельских школьников); третье место принадлежало историческим гражданским и военным героям, четвертое - современным общественным деятелям, пятое - изобретателям и инженерам, шестое - лицам свободных профессий, а 26-е, последнее, место - «богачам» (среди гимназистов их предпочли 0.1% опрошенных, среди учащихся коммерческих училищ и сельских школ им никто не симпатизировал). Среди мотивов, определивших выбор идеала, все опрошенные на первое место поставили высокие моральные качества своих героев (22% гимназистов, 34% учащихся городских училищ и 38% сельских школьников), на второе место - способности героев, на третье - их мужество, отвагу и самоотверженность, на четвертое - их славу и почести. Материальный успех своих героев гимназисты и учащиеся городских училищ поставили на 18-е, последнее, место - соответственно 1-2 и 6% всех опрошенных, а сельские школьники - на второе место (10% опрошенных). При аналогичном опросе, проведенном в Германии, для 25% немецких школьников главным мотивом при выборе идеала служили его высокие моральные качества и для 20% - его материальный успех.
При выборе занятия 74% гимназистов и 47% сельских школьников предпочли свободные интеллигентные профессии, среди которых на первом месте стояла профессия учителя (учащимся городских училищ такой вопрос не задавался). 33% сельских школьников предпочли профессии, связанные с сельским хозяйством, ремеслом или домоводством, и 20% - профессии в других сферах жизни. Среди гимназистов всего 26% опрошенных желали иметь профессии, связанные с материальным производством. Среди мотивов выбора профессии гимназисты на первое место поставили интерес к делу (50% опрошенных), на второе место - альтруистические соображения (15%), на третье место - материальный расчет (7%, в том числе менее 1% стремились стать богатыми), на четвертое - честолюбие (2% опрошенных). У сельских школьников среди мотивов на первом месте стоял материальный расчет (12% опрошенных, в том числе хотели стать богатыми 6%), на втором месте - стремление к знаниям (10%), на третьем месте - легкость работы (8%), на четвертом - альтруистические мотивы (5% опрошенных).
Приведенные данные об идеалах подрастающего поколения показывают, что новая буржуазная система ценностей и соответствующий ей менталитет к 1914 г. еще не успели сколько-нибудь глубоко проникнуть в массовое сознание интеллигенции. Более широко, но все же еще весьма незначительно, они охватили низшие слои горожан и, возможно, успешнее всего укоренялись среди крестьянской молодежи. Дети простолюдинов более твердо стояли на земле, чем дети интеллигенции. По мнению исследователей идеалов молодежи, учащиеся, оканчивающие гимназии, «не знают тех средств, с помощью которых можно было бы реализовать свои возвышенные идеалы». «Хаос мнений, - резюмировал один московский учитель женской гимназии, анализируя сочинения гимназисток, написанные о своей будущей жизни. - Страшно становится за этих девочек, стремящихся „совершать подвиги", жаждущих „всего великого", „решивших отдавать свои жизни на благое дело", мечтающих о ком-то, кто „поведет их смело на борьбу", живущих более чувством, чем рассудком, рвущихся в жизнь и боящихся ее». Учителя своей профессиональной деятельностью в дореволюционный период до некоторой степени способствовали победе большевизма.

...Ярким проявлением пережитков язычества, а не столько грубости нравов, являлся так называемый мат. В обрядах, связанных с плодородием, матерщина была необходимым компонентом и носила ритуальный, но антихристианский характер. В ряде случаев она приравнивалась к молитве. Например, считалось, что и молитва, и матерная ругань помогают спастись от лешего, домового или черта, но последнее средство представлялось более эффективным.

Идеалы, Русский мир, Причины, Эволюция понятий, Школа, Дети, Сознание, Россия, История, Цифровая история, Речь, О женщинах, Революция, Миронов

Previous post Next post
Up