Актуальное прошлое: взаимодействие и баланс интересов Академии наук и Российского государства

Aug 23, 2023 01:36

в XVIII - начале XX в. Очерки истории : в 2 кн. / сост. и отв. ред. д. и. н. И. В. Тункина (1960--) СПб. 2018 г.
Раздел 4. Академия наук и власть: границы дискурсивного поля.
Международные связи Академии наук в годы Первой мировой войны (Е. Ю. Басаргина)
...На период войны приходится и пик интереса англичан к русской культуре. По наблюдениям поверенного в делах в Лондоне К. Д. Набокова, «Россия была в апогее популярности». Важным шагом к установлению духовной связи между российской и британской общественностью стала совместная работа ученых и писателей двух стран над книгой «Душа России».
В Англии ярко проявлялись симпатии к России. Казалось, что англичане с невероятной энергией наверстывали свое прежнее пренебрежение к России: издавались книги о России, образовывались англо-русские общества культурного сближения, в нескольких университетах на частные пожертвования открылись кафедры русского языка.
В конце 1915 г. в Лондоне состоялась Школа славянских исследований (School of Slavonic Studies), и по ее окончании МНП России через генеральное консульство в Лондоне и британского посланника инициировало обсуждение программы расширения академического сотрудничества союзников, прежде всего с Англией.
В мае 1916 г. Академия наук учредила Комиссию для установления более деятельных научных сношений между Россией и Англией с широкой программой сотрудничества ученых двух стран, предусматривавшей разнообразные совместные научные предприятия. Обсуждались планы создания многотомного труда по истории и культуре России на английском языке под редакцией академика А. С. Лаппо-Данилевского.

Ага. Поросятки рады «культурному сближению», а их просто изучают для удобства забоя и расчленения...

...Центральное место в программе съезда занимали Россия и Польша, изучение русской цивилизации, что дало повод назвать летнюю сессию «Русским сезоном в Кембридже». «Русский сезон» прошел после знаменитого Брусиловского прорыва (конец мая - начало июня 1916 г.) на юго-западном фронте, который заставил англичан с новой силой заговорить о неистощимой силе русского народа. Директор англо-русской торговой комиссии В. Г. Библ в июле 1916 г. в интервью с корреспондентом «Русских ведомостей» сказал: «В Англии господствует чувство величайшей симпатии и дружбы, я бы даже сказал, - любви к России и ее народу. Первым последствием этого чувства является искреннее желание лучше и ближе узнать Россию, понимать русских, их идеалы и стремления, их мысли и настроения. Мы хотели бы, чтобы узы дружбы, испытанные на полях сражения, стали живой силой, способной связывать обе нации в будущем. <...> Говоря о дружественных чувствах англичан к России, я имею в виду настроения и чувствования английского народа, а не только его официальных представителей, - правительства. Это - чувство английского народа в целом».

...П. Н. Милюков опубликовал основанные на личных наблюдениях очерки, посвященные социальной политике английских университетов: Милюков П. Н .: 1) Летний университет в Англии (Из поездки в Кембридж) / / Мир Божий. 1894. № 5. С. 194-206; 2) Распространение университетского образования в Англии, Америке и России / / Русское богатство. 1896. № 3. С. 79-121

...В числе приглашенных оказались политические «англофилы» и поклонники английской демократии - лидеры кадетской думской оппозиции историк П. Н. Милюков и экономист П. Б. Струве. А. С. Лаппо-Данилевский представлял Академию наук. Приглашен был и профессор международного права, сотрудник МИД Б. Э. Нольде, но он не смог приехать. Из постоянно или временно проживавших в Англии русских участие в сессии приняли историк, «открывший англичанам Англию», почетный секретарь английского комитета помощи русским военнопленным П. Г. Виноградов; член Государственной думы трудовик А. Ф. Аладьин, приобретший к тому времени большую известность своими публичными лекциями о России; для освещения польского вопроса - находившийся в то время в Англии славист, представитель Польского национального комитета в Думе, Р. В. Дмовский. Кроме коренных русских в сессии приняли участие английские слависты, среди них полиглот и знаток России Г. Вильямс.
На лекциях был рассмотрен широкий спектр вопросов, связанных с состоянием политики, экономики и культуры России «в свете истории Европы». Русские лекторы сосредоточились преимущественно на современном положении дел в стране. Под разными углами зрения было представлено ее современное политическое устройство: представительской системе посвятил свою лекцию П. Н. Милюков. О трех политических элементах русской политической жизни (народ, интеллигенция и правительство) подробно говорил П. Г. Виноградов. Свой взгляд на рабочее движение в России, основываясь на личных воспоминаниях, изложилА. Ф. Аладьин. К внешней политике России обратился П. Н. Милюков, который осветил положение дел на Балканах. Вопросы российской экономики, ее исторические основы и перспективы развития были рассмотрены на лекциях П. Б. Струве. А. С. Лаппо-Данилевский посвятил свое выступление анализу общих тенденций развития русской мысли и ее претворения в разных областях донаучного и научного знания. По материалам лекций Милюкова, Струве, Лаппо-Данилевского, Дмовского и Вильямса был опубликован сборник очерков «Русские реалии и проблемы».

Сама, сама, сама!

...В целом «Русский сезон» в Кембридже прошел с большим успехом. Завеса, скрывавшая Россию, была приподнята, и культура России предстала перед глазами участников собрания во всей ее полноте и многообразии.
Кульминацией «Русского сезона» стала церемония присуждения степени доктора права honoris causa А. С. Лаппо-Данилевскому, П. Н. Милюкову, П. Б. Струве и Р. В. Дмовскому. В прежние годы русские ученые не часто удостаивались такой чести (в 1905 г. степень доктора honoris causa была присуждена П. Г. Виноградову) *. Пожалование почетных титулов сразу четырем русским ученым являлось выражением признания их заслуг и одновременно политическим реверансом в сторону России. Незадолго до начала сессии сенат Кембриджского университета принял решение о присуждении докторской степени пяти русским ученым, которые были заранее об этом оповещены (в их числе был и Б. Э. Нольде).
* Почетные степени в Кембридже получили: И. И. Мечников (1871), Д. И. Менделеев (1894), А. О. Ковалевский (1899), К. А. Тимирязев (1909), И. П. Павлов (1912).

И вот ведь этим кроликам либеральным (при условии их интеллектуальной невинности) и в голову не пришло сравнить себя с Менделеевым, Ковалевским, Павловым, Мечниковым, Тимирязевым... И задаться вопросом, а чего это нам, убогим, такой груминг с бантами? В 1916?

... Выступил в своем докторском облачении публичный оратор сэр Дж. Сэндс, официальный комплиментщик университета. Его обязанностью было говорить на торжественных собраниях лестные и похвальные слова.
Оратор произнес речь, назначение которой заключалось в том, чтобы ввести в академический круг новых членов. Он начал свое латинское приветствие с воспоминания. Ровно 21 год назад (8 августа 1895 г.) в том же зале он говорил во время церемонии присуждения почетного титула доктора права петербургскому профессору Ф. Ф. Мартенсу, и тогда словами Вергилия из «Энеиды» выразил надежду, что в будущем Британская и Российская империи вновь придут к согласию: на благо русских и самой Британии и ее союзников в Азии, «обе наши нации войдут в союз на равных началах, свободными и непобедимыми, объединенными вечным миром». Эта надежда исполнилась, говоря словами того же Вергилия: «Время принесло то, что и молитвой получить навряд ли можно было».
То, о чем раньше не дерзали мечтать, свершилось: «Сегодня, в эту большую войну народов, мы вошли в тесный союз с мужественными воинами России; сегодня люди из Российской империи, выдающиеся в мирных профессиях, благополучно достигли нашего берега и соблаговолили просветить наш университет и его учащихся - гостей этого летнего собрания относительно истории и учреждений России. Университет в доказательство своей признательности преподносит некоторым своим дружественным учителям почетные титулы доктора права».

Открытый текст. Ну а чего стесняться с папуасами?

Обман, Милюков, Заговор, Тункина, Россия, История, Первая мировая война, Англичане, Манипуляция, Революция

Previous post Next post
Up