Положительная философия и единство науки. V. Социология. - Чичерин Борис Николаевич (1828-1904)
...Вместе с свободою Конт осуждает и начало равенства, тесно связанное с первою. Он видит в нем революционное орудие, призванное разрушить старую иерархию, но неспособное основать
новый порядок вещей. «Очевидно, говорит Конт, люди не равны между собою и даже не равноценны (équivalens) а потому не должны иметь в обществе одинакие права, исключая, конечно, основного права, необходимо общего всем, - права свободного нормального развития своей деятельности, раз она прилично направлена. Для всякого, кто основательно изучал истинную природу человека, продолжает он, умственные и нравственные неравенства без сомнения гораздо резче выступают в организмах, нежели простые физические неравенства, на которых сосредоточивается внимание наблюдателей». Самые успех цивилизации не только не уменьшают, а напротив, значительно увеличивают эти основные разности. А потому начало равенства становится анархическим, как скоро, упуская из виду временное его значение, хотят из него сделать зиждительное начало новой системы (IV, 63-64).
Та же точка зрения прилагается, наконец, и к догмату народовластия. «Ни один истинный философ, говорит Конт, не может не признать рокового анархического направления этого метафизического начала, когда оно в своем безусловном приложении противится всякому правильному порядку, обрекая постоянно высших на произвольное подчинение массе низших, вследствие перенесения на народ божественного права, осуждаемого в королях» (IV, 65).