Методологические проблемы научного исследования сознания.
...Индуктивный метод целиком вырастает из принципа универсализма, который служит основой для обоснования индуктивизма в практике научной деятельности. Считается, что поскольку природа универсальна, постольку получение знаний о каком-либо классе явлений возможно путем расширения знания об одном объекте, представителе этого класса, на весь класс объектов. Эмпирическим обоснованием подобной установки выступает экспериментализм: необходимо получить совокупность повторяющихся наблюдений объекта, чтобы иметь возможность относительно безошибочно судить обо всем классе таких объектов.
Следствием подобного взгляда на способ получения знания о природе является, видимо, и исследовательская «рефлексия» по отношению к организации физического мира, поскольку она реализуется в гносеологическом принципе редукционизма. Во многом редукционизм оказывается операционной основой исследовательской программы ученого: сведение некоторой системы к ее более простым составляющим позволяет, как это часто кажется, «проще понять и легче представить» функционирование самой системы и вместе с тем распространить способ решения конкретной задачи относительно данной системы на решение задачи относительно всего класса таких систем.
Таким образом, выстроилась трехчленная система гносеологических принципов современного естествознания: универсализм - индуктивизм - редукционизм. Принципы универсализма, индуктивизма и редукционизма целиком определили содержание методов естественных наук и позволили достичь объективизации и способа получения знания, и самого знания.
Признаки естественно-научной теории в психологии проявляются в том, что изначально психология формировалась по образу и подобию естественных наук.
1. Инкапсулированные и безусловно принимаемые естесстественно-научные посылки психологией (Palya, 2000):
- пространство и время есть реальность;
- материя, природа, вещи, люди, предметы есть реальность;
- все существует как некоторая величина и количество;
- универсум есть некий порядок;
- все события чем-то обусловлены;
- люди способны понимать их универсум.
…
3. Психология использует элементаризм:
- выделяет в изучаемом явлении отдельные признаки;
- качественные особенности выражает в количественном виде;
- выражает концепции через их эмпирические референты;
- посредством операциональных дефиниций тестирует теории и формулирует гипотезы.
…
6. Психология считает, что природа феноменов носит упорядоченный характер, поэтому изучение приводит к каузальным объяснениям - преобладают теории каузального типа (Saughnessy,Zechmeister, 1994):
- главная цель - описывать, синтезировать, объяснять и предсказывать факты проявлений фрагментов мира, которые распространяются на новые группы людей, обстоятельства, будущее;
- опирается на логику и математику;
- наблюдение и эксперимент проводятся на выборках (множествах) людей, а описание редкого «случай-контроль» феномена имеет наименьшую достоверность среди сплошных, когортных и выборочных исследований в рейтинге, например, достоверности доказательной медицины.
...В середине XIX века Миль (1806-1873) предлагает единое синкретическое определение «дуальная психология», которая состоит из двух «ветвей»: естественно-научной (психологии, предмет которой - человек, а метод - эксперимент и дедукция) и гуманитарной (этологии, предмет которой - изучение типов характера человека методом размытых обобщений, приводящие к образованию целого из элементов).
...Психологическое определение сознания В психологии предпочтение отдается определениям, которые могли бы отграничить сознание от других психологических понятий, т.е. мышления, внимания, воли и прочих, хотя сознание как таковое не существует вне всех этих психических процессов. В психологии понятие «сознание» более служит для определения сущности особого качества протекания психической деятельности: осознанно протекающие психические процессы четко и ярко субъективно переживаемы, узнаваемы, управляемы и подотчетны. При этом возникает возможность выбора и направления их в сторону решения задач, которые мы себе ставим. Другими словами, сознание является особой формой психического отражения у человека, интегрирующей в себе все другие психические процессы, обеспечивая их взаимодействие, т.е. сочетаемость, последовательность, непрерывность и целенаправленность их протекания.
Достаточный уровень развития отдельных высших психических функций в их тесном взаимодействии формирует у человека внутреннее отражение внешнего мира, его модель. Направляющее влияние этой модели на поведение и воспринимается человеком как сознание.
...Можно выделить два основных слоя сознания (Выготский Л.С, 1924; Зинченко В.П., 1991):
- бытийное сознание (сознание для бытия, экстравертированное сознание) - выполняет свои функции при организации текущего поведения, где необходима актуализация нужного в данный момент времени чувственного образа и нужной двигательной программы;
- рефлексивное сознание (сознание для сознания) - более соотносится с значением и смыслом для человека содержаний общественного сознания, т.е. того мира идей, понятий, житейских и научных знаний, которые он усвоил.
Процессы взаимной трансформации значений и смыслов выступают средством диалога и взаимопонимания. Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи. Каждый из них выполняет свои функции, и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой.
...Общим интегральным измерением «Я» здесь выступает самопринятие и самоуважение. Поддержание приемлемого для личности уровня самоуважения составляет важную и, как правило, неосознаваемую функцию самосознания. Одним из способов реализации данной функции и являются защитные механизмы личности (механизмы психологической защиты).
…
2. Предметное сознание (от 10-12 месяцев до 3 лет). В этом возрасте главную роль играют непосредственные впечатления действительности. Формирование сознания более связано с развитием первых образных представлений, образного мышления и речи. Однако ребенок еще не выделяет себя из окружающего и в его речи отсутствует местоимение «Я». В зеркале он начинает узнавать других людей в 8 мес., а себя лишь в 26 мес. На фотографиях других людей он узнает в 1,5 года, а себя - значительно позднее.
Взаимодействие сознания и бессознательного
...Взаимоотношения между осознаваемыми и неосознаваемыми психическими процессами очень сложны. Многие наблюдения психологов показали, что в каждый данный момент в зону ясного сознания попадают преимущественно те моменты, которые создают затруднения для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание и таким образом осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание. Происходит как бы непрерывная передача управления, постоянное взаимодействие сознания и подсознания.
Отсюда допускают, что сознательное управление - пошаговое (поэтапное, дискретное), и сознание привлекается к данному объекту только на относительно короткий интервал времени. Если сознание принудительно сосредотачивается на одном и том же монотонно изменяющемся содержании достаточно долго, то это автоматически приводит к снижению уровня бодрствования, возникновению сонливости и сна. Очень многие техники медитации и гипноза используют эти эффекты сосредоточенности на монотонных раздражителях с целью получения измененных состояний сознания.
...Современные отечественные психологи определяют бессознательное, как совокупность психических процессов, детерминируемых такими явлениями действительности, о влиянии которых на его поведение субъект не отдает себе отчета.
Основные функции и особенности сознания
...Одно из значений слова «рефлексия» - это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.
Особенности сознания
1. Категориальность - отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы
…
4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.
…
Содержание сознания и уровень бодрствования
...Австрийский психолог В. Вундт демонстрировал свойства сознания с помощью простого прибора - метронома. Его звуки в нашем восприятии непроизвольно ритмизируются в такты. Если направить свое внимание на эту ритмическую организацию звуков, то ее можно произвольно менять - по два, три и более звуков в такте. Доступной оказывается и произвольная расстановка акцентов в звуковых рядах - «усиление» звучания первого, второго или иных щелчков в такте. Следует заметить, что никакого реального усиления звуков или организации их в такты сам прибор не производит.
...При пробуждении от глубокого сна или при выходе из глубокого обморока восстановление сознания происходит поэтапно. Эти этапы обычно очень короткие и сменяют друг друга в какие-то мгновения, но некоторые люди их фиксируют и могут запомнить. А.Ф. Лазурский (1925) отметил три особенности восстановления сознания после сна:
1. восстановление порогов восприятия;
2. восстановление связи восприятия с окружающей действительностью;
3. восстановление связи впечатлений с собственным «Я», собственной личностью.
Простейшее, безотносительное чувство «бытия вообще», появляющееся на самой ранней стадии восстановления сознания, считают первоосновой, базисом сознания и самосознания. Об этом писали еще в конце прошлого и начале нашего столетия В.М. Бехтерев, Т. Рибо, А. Галич, С.С. Корсаков и другие исследователи сознания.