Реверчук, Игорь Васильевич (1972--). Психофизиология и патопсихология сознания - Ижевск, 2016

Jul 23, 2023 22:57




Методологические проблемы научного исследования сознания.
...Индуктивный метод целиком вырастает из принципа универсализма, который служит основой для обоснования индуктивизма в практике научной деятельности. Считается, что поскольку природа универсальна, постольку получение знаний о каком-либо классе явлений возможно путем расширения знания об одном объекте, представителе этого класса, на весь класс объектов. Эмпирическим обоснованием подобной установки выступает экспериментализм: необходимо получить совокупность повторяющихся наблюдений объекта, чтобы иметь возможность относительно безошибочно судить обо всем классе таких объектов.

Следствием подобного взгляда на способ получения знания о природе является, видимо, и исследовательская «рефлексия» по отношению к организации физического мира, поскольку она реализуется в гносеологическом принципе редукционизма. Во многом редукционизм оказывается операционной основой исследовательской программы ученого: сведение некоторой системы к ее более простым составляющим позволяет, как это часто кажется, «проще понять и легче представить» функционирование самой системы и вместе с тем распространить способ решения конкретной задачи относительно данной системы на решение задачи относительно всего класса таких систем.

Таким образом, выстроилась трехчленная система гносеологических принципов современного естествознания: универсализм - индуктивизм - редукционизм. Принципы универсализма, индуктивизма и редукционизма целиком определили содержание методов естественных наук и позволили достичь объективизации и способа получения знания, и самого знания.

Признаки естественно-научной теории в психологии проявляются в том, что изначально психология формировалась по образу и подобию естественных наук.

1. Инкапсулированные и безусловно принимаемые естесстественно-научные посылки психологией (Palya, 2000):

- пространство и время есть реальность;

- материя, природа, вещи, люди, предметы есть реальность;

- все существует как некоторая величина и количество;

- универсум есть некий порядок;

- все события чем-то обусловлены;

- люди способны понимать их универсум.



3. Психология использует элементаризм:

- выделяет в изучаемом явлении отдельные признаки;

- качественные особенности выражает в количественном виде;

- выражает концепции через их эмпирические референты;

- посредством операциональных дефиниций тестирует теории и формулирует гипотезы.



6. Психология считает, что природа феноменов носит упорядоченный характер, поэтому изучение приводит к каузальным объяснениям - преобладают теории каузального типа (Saughnessy,Zechmeister, 1994):

- главная цель - описывать, синтезировать, объяснять и предсказывать факты проявлений фрагментов мира, которые распространяются на новые группы людей, обстоятельства, будущее;

- опирается на логику и математику;

- наблюдение и эксперимент проводятся на выборках (множествах) людей, а описание редкого «случай-контроль» феномена имеет наименьшую достоверность среди сплошных, когортных и выборочных исследований в рейтинге, например, достоверности доказательной медицины.

...В середине XIX века Миль (1806-1873) предлагает единое синкретическое определение «дуальная психология», которая состоит из двух «ветвей»: естественно-научной (психологии, предмет которой - человек, а метод - эксперимент и дедукция) и гуманитарной (этологии, предмет которой - изучение типов характера человека методом размытых обобщений, приводящие к образованию целого из элементов).

...Психологическое определение сознания В психологии предпочтение отдается определениям, которые могли бы отграничить сознание от других психологических понятий, т.е. мышления, внимания, воли и прочих, хотя сознание как таковое не существует вне всех этих психических процессов. В психологии понятие «сознание» более служит для определения сущности особого качества протекания психической деятельности: осознанно протекающие психические процессы четко и ярко субъективно переживаемы, узнаваемы, управляемы и подотчетны. При этом возникает возможность выбора и направления их в сторону решения задач, которые мы себе ставим. Другими словами, сознание является особой формой психического отражения у человека, интегрирующей в себе все другие психические процессы, обеспечивая их взаимодействие, т.е. сочетаемость, последовательность, непрерывность и целенаправленность их протекания.

Достаточный уровень развития отдельных высших психических функций в их тесном взаимодействии формирует у человека внутреннее отражение внешнего мира, его модель. Направляющее влияние этой модели на поведение и воспринимается человеком как сознание.

...Можно выделить два основных слоя сознания (Выготский Л.С, 1924; Зинченко В.П., 1991):

- бытийное сознание (сознание для бытия, экстравертированное сознание) - выполняет свои функции при организации текущего поведения, где необходима актуализация нужного в данный момент времени чувственного образа и нужной двигательной программы;

- рефлексивное сознание (сознание для сознания) - более соотносится с значением и смыслом для человека содержаний общественного сознания, т.е. того мира идей, понятий, житейских и научных знаний, которые он усвоил.

Процессы взаимной трансформации значений и смыслов выступают средством диалога и взаимопонимания. Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи. Каждый из них выполняет свои функции, и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой.

...Общим интегральным измерением «Я» здесь выступает самопринятие и самоуважение. Поддержание приемлемого для личности уровня самоуважения составляет важную и, как правило, неосознаваемую функцию самосознания. Одним из способов реализации данной функции и являются защитные механизмы личности (механизмы психологической защиты).



2. Предметное сознание (от 10-12 месяцев до 3 лет). В этом возрасте главную роль играют непосредственные впечатления действительности. Формирование сознания более связано с развитием первых образных представлений, образного мышления и речи. Однако ребенок еще не выделяет себя из окружающего и в его речи отсутствует местоимение «Я». В зеркале он начинает узнавать других людей в 8 мес., а себя лишь в 26 мес. На фотографиях других людей он узнает в 1,5 года, а себя - значительно позднее.

Взаимодействие сознания и бессознательного

...Взаимоотношения между осознаваемыми и неосознаваемыми психическими процессами очень сложны. Многие наблюдения психологов показали, что в каждый данный момент в зону ясного сознания попадают преимущественно те моменты, которые создают затруднения для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание и таким образом осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание. Происходит как бы непрерывная передача управления, постоянное взаимодействие сознания и подсознания.

Отсюда допускают, что сознательное управление - пошаговое (поэтапное, дискретное), и сознание привлекается к данному объекту только на относительно короткий интервал времени. Если сознание принудительно сосредотачивается на одном и том же монотонно изменяющемся содержании достаточно долго, то это автоматически приводит к снижению уровня бодрствования, возникновению сонливости и сна. Очень многие техники медитации и гипноза используют эти эффекты сосредоточенности на монотонных раздражителях с целью получения измененных состояний сознания.

...Современные отечественные психологи определяют бессознательное, как совокупность психических процессов, детерминируемых такими явлениями действительности, о влиянии которых на его поведение субъект не отдает себе отчета.

Основные функции и особенности сознания

...Одно из значений слова «рефлексия» - это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

Особенности сознания

1. Категориальность - отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы



4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.



Содержание сознания и уровень бодрствования

...Австрийский психолог В. Вундт демонстрировал свойства сознания с помощью простого прибора - метронома. Его звуки в нашем восприятии непроизвольно ритмизируются в такты. Если направить свое внимание на эту ритмическую организацию звуков, то ее можно произвольно менять - по два, три и более звуков в такте. Доступной оказывается и произвольная расстановка акцентов в звуковых рядах - «усиление» звучания первого, второго или иных щелчков в такте. Следует заметить, что никакого реального усиления звуков или организации их в такты сам прибор не производит.

...При пробуждении от глубокого сна или при выходе из глубокого обморока восстановление сознания происходит поэтапно. Эти этапы обычно очень короткие и сменяют друг друга в какие-то мгновения, но некоторые люди их фиксируют и могут запомнить. А.Ф. Лазурский (1925) отметил три особенности восстановления сознания после сна:

1. восстановление порогов восприятия;

2. восстановление связи восприятия с окружающей действительностью;

3. восстановление связи впечатлений с собственным «Я», собственной личностью.

Простейшее, безотносительное чувство «бытия вообще», появляющееся на самой ранней стадии восстановления сознания, считают первоосновой, базисом сознания и самосознания. Об этом писали еще в конце прошлого и начале нашего столетия В.М. Бехтерев, Т. Рибо, А. Галич, С.С. Корсаков и другие исследователи сознания.

Психология, Реверчук, Сознание, Понятия, Поведение, Восприятие, Вундт, Понятийные поля, Механика понимания, Механизмы познания, Наука, Управление, Определения

Previous post Next post
Up