Актуальное прошлое: взаимодействие и баланс интересов Академии наук и Российского государства

Jul 15, 2023 16:28

в XVIII - начале XX в. Очерки истории : в 2 кн. / сост. и отв. ред. д. и. н. И. В. Тункина (1960--) СПб. 2018 г.
Раздел 2. Академия наук в составе Министерства народного просвещения: Баланс интересов (XIX - начало XX в.)
Государственные тяжеловесы во главе Императорской академии наук в XIX - XX вв. (Е. Ю. Басаргина)
Генрих Людвиг Николаи
В царствование Павла I
...Высочайшие поручения, требовавшие научной экспертизы, академики воспринимали как свидетельство уважения государственной власти к авторитету науки и знак благоволения императора к Академии наук. В то же время на ее деятельности тяжело отразились распоряжения императора Павла I об ужесточении цензуры и запрете ввозить из-за границы произведения печати. Подозрительность к печатному слову в конце XVIII в. происходила из страха проникновения с Запада идей, под знаменем которых совершилась Французская революция.
Система запретов была установлена Екатериной II незадолго до ее смерти, указом от 16 сентября 1796 г. об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг. Императрица отменила указ о «вольных» типографиях, которым 13 лет назад, в 1783 г. она дозволила заводить частные типографии во всех городах России. Созданные за эти годы в Москве и Петербурге 15 типографий упразднялись «в прекращение разных неудобств, которые встречаются от свободного и неограниченного печатания книг». Тем же указом в Петербурге, Москве, Риге, Одессе и при таможне Радзивиловской учреждались Цензуры как для одобрения сочинений к изданию внутри империи, так и для досмотра книг, привозимых из-за границы и вывозимых за пределы России. При отсутствии других кандидатов в цензоры призвали двух русских академиков, С. К. Котельникова и П. Б. Иноходцева, причем тот и другой были отчислены из Академии.

...В 1798-1799 гг. были устроены цензуры при всех портах ввиду того, что «правительство, ныне во Франции существующее, желая распространить безбожные свои правила во все устроенные государства, ищет развращать спокойных обитателей оных сочинениями, наполненными зловредными умствованиями, стараясь те сочинения рассеять в общества, наполняя даже оными и газеты свои».

...Цензурная реформа Павла I завершилась указом от 18 апреля 1800 г. о запрете ввоза всех книг без исключения и даже музыкальных нот, «так как чрез вывозимые из заграницы разные книги наносится разврат веры, гражданского закона и благонравия». Г. Л. Николаи надеялся обойти эти суровые ограничения, иначе, по его словам, ему «пришлось бы закрыть свою лавочку (mа boutique)». Однако его просьба сделать исключение для Академии наук не была удовлетворена. Когда на таможню поступали ящики с книгами, высланные для Академии, оплачивала расходы по возвращению их адресату Академия.

В царствование Александра I
...Третий пункт указа касался заказанного Екатериной II у лондонского астронома У. Гершеля 20-футового (шестиметрового) телескопа. История этого инструмента весьма примечательна. У. Гершель был выдающимся астрономом, и больших успехов в изучении звездного неба ему удалось достичь с помощью телескопов, которые он сам конструировал и изготовлял. Неудивительно, что его достижения в области астрономической оптики привлекали к себе внимание астрономов всех стран не меньше, чем сами его открытия. Екатерина II заказала у Гершеля два телескопа, 10-футовый и 20-футовый, с помощью первого императрица наблюдала звездное небо, пользуясь объяснениями академика С. Я. Румовского.
Огромный 20-футовый телескоп не использовался по назначению, и в 1800 г. император Павел I повелел отдать его в Академию наук. Для того чтобы телескоп мог быть использован петербургскими астрономами, его нужно было сначала доделать, а потом установить на соответствующем месте. На первое время части телескопа поместили в Большом конференц-зале главного здания. В Академии затруднялись решить, что делать дальше с дорогим царским подарком, ведь в небольшой Астрономической обсерватории, устроенной в башне Кунсткамеры, такой громадный инструмент не мог поместиться, а доделка телескопа и строительство для него отдельного здания требовали больших денежных средств, а их в Академии не было. Поэтому дело это оставалось без движения до воцарения императора Александра, когда «барон Николаи обратился к юному монарху с вопросом об установке телескопа».
Щедрая помощь со стороны юного императора, казалось бы, должна была помочь передать в руки специалистов телескоп - «столь изящное и столь для академии полезное» произведение. «Желание сделать этот инструмент сколь возможно совершенным и достойным носить имя телескопа Гершеля» побудило академиков отправить детали телескопа для доделки в Англию к самому конструктору.
По окончании работ инструмент был привезен обратно в Петербург и в 1806 г. в нескольких больших ящиках доставлен из таможни в Академию наук. За недостатком другого помещения они были сложены в большом сарае во дворе Кунсткамеры. Для установки телескопа нужно было специально подобранное для этой цели место либо в самом городе, либо в его окрестностях. Но такого места не нашлось, поэтому Академия не смогла даже приступить к сборке инструмента, и много лет в разобранном виде он пролежал в ящиках. Судьба телескопа была окончательно решена в 1861 г., когда оптика и механические части были переданы в Физический кабинет, а деревянные части и штативы проданы. Впоследствии зеркало телескопа хранилось в музее старинных астрономических инструментов Пулковской обсерватории, но при бомбежке во время Великой Отечественной войны оно погибло.

Цензура, Павел I, Франция, Тункина, Россия, О власти, История, Случай, Документ, Стиль, Революция, Екатерина II, Александр I, Цитата

Previous post Next post
Up