Критика и библиография. I. Обзор журналов.
1. Revue philosophique. - Ланге Николай Николаевич (1858-1921)
Тард напечатал статью О политических преступлениях, по поводу последнего сочинения Ломброзо, изданного под таким же заглавием (Il delitto politico et le revoluzioni. Турин, 1890). В этой книге известный итальянский криминалист пытается дать политическим преступлениям антропологическое объяснение, т.-е. доказать, что существует
особый физиологический тип политического преступника, и что его деятельность обусловлена определенными условиями климата и почвы. По мнению Ломброзо, среди обыкновенных, здоровых людей, ненавидящих всякую новизну, являются по временам больные субъекты (скрытые эпилептики), которые по природе склонны к новизне или реформам: это люди гениальные или революционеры (Ломброзо отождествляет эти два типа).
Деятельность этих субъектов развивается по преимуществу в теплые месяцы года и в холмистых местах. Свои выводы Ломброзо подтверждает целым рядом фактов и статистических таблиц.
...Подвергая наконец критике взгляды Ломброзо на собственно политческие преступления, Тард рассуждает о нравственном элементе в этих преступлениях, о выдаче таких преступников, о различии между мятежом и революцией и т. д. Эти рассуждения не совсем удобны для передачи.
А. Бинэ в статье Представления у детей приходит к следующим выводам:
...4) медленность, с которою ребенок научается говорить о себе в первом лице, зависит, вероятно, не только от подражания языку взрослых, но и от медленного сложения понятия о своей личности;
..6) вспоминая о разных вещах, ребенок по преимуществу обращает внимание на их полезную сторону («Что такое вода? - Это для питья; - это чтобы купаться; - это чтобы пить с вином». «Что такое кресло? - это чтобы сидеть»).
International Journal of Ethics. - Паперна Герасим Абрамович (1865-?)
Статья Гефдинга: Закон относительности в этике (№ I, октябрь 1890)
...Индивид по отношению к обществу является и причиной и следствием и, что всего важнее, следствием раньше чем причиной.
Йодль. Этика в истории (№ 2, январь 1891).
...Точно так же, как естествоиспытатель не станет отдавать предпочтения иглокожим перед coelenterata, так и историк этики не имеет права сравнивать столь несоизмеримые вещи, как этику индо-браминской культуры с этикой магометанской или греческой. Каждая из них соответствовала различным условиям, ни одна из них не может быть признана хуже или лучше другой. Йодль энергически восстает против подобного воззрения.
Естествоиспытатель, подмечая в разнообразии живых существ возрастающую дифференциацию и интеграцию органов, большую успешность в выполнении ими жизненных функций организма, в праве строить восходящие и нисходящие кривые, располагать организмы по степени совершенства.