Актуальное прошлое: взаимодействие и баланс интересов Академии наук и Российского государства

Jul 10, 2023 17:32

в XVIII - начале XX в. Очерки истории : в 2 кн. / сост. и отв. ред. д. и. н. И. В. Тункина (1960--) СПб. 2018 г.
Раздел 1. Взаимодействие академической науки и власти в XVIII в.
Подготовка элит Российской империи в учебных заведениях Академии наук (1726-1805 гг.) (Т. В. Костина)
Основание и первые годы существования учебных заведений при Академии (1726-1733)
...Об академической Гимназии (Гимназиуме) в петровском Проекте положения об учреждении Академии наук и художеств было сказано кратко. Получающие жалованье студенты, называемые также «младыми людьми», должны были «науку принявши и пробу искусства своего учинивши, младых людей в первых фундаментах обучать». Ниже, в обосновании единого «здания» Академии, вновь упоминается как намерение Университета «науки всему народу объявлять», так и Гимназии - обучать «нужным наукам младых людей».
Один из главных принципов организационного устройства Гимназии проговорен в декабре 1724 г. в разъяснениях Л. Л. Блюментроста Сенату. Он заключался в разборе учеников, в зависимости от их прилежания к наукам, на тех, которые готовятся к изучению высших наук на латинском языке, а также переводчиков, и тех, «которые к обучению других рукоделий и мануфактур нужны». Ключевым вопросом при этом был вопрос о языках. Если неприлежным планировалось показывать на русском языке арифметику и геометрию, то подготовка к наукам подразумевала обучение латинскому, немецкому, французскому и греческому языкам, так как на них «многия обращаются книги, в которых все ведомые науки обретаются». Подчеркивалось, что немецкий и французский особенно востребованы, «в общем житии и обхождении великия дает спо(со)бия». Всех учеников предполагалось учить основам арифметики и геометрии, причем преподавать их на русском языке.

...Еще больший удар по Гимназии нанес переезд двора в Москву, состоявшийся в том же 1728 г. Это де-факто превращало Москву в столицу и требовало присутствия значительного числа чиновников. Г. 3. Байер писал И. Д. Шумахеру: «Отъезд императорского двора (Петра II) в Москву нанес здешней гимназии удар, потому что ея ученики, и особенно из знатных, все почти уехали туда же с своими родителями». В Генеральном списке учеников напротив некоторых фамилий гимназистов появились приписки: «поехал в 1728 с отцом в Москву», «в начале 1728 уехал в Москву».

...Приведенные данные показывают, что социальными группами, стабильно отдающими детей в академическую Гимназию, были обер-офицеры и мастера (необязательно цеховые - люди, владеющие тем или иным ремеслом). С 1729 г. такой же стабильной группой становятся ремесленники при Адмиралтействе.

Образование, История, Правила, Наука, Организация, Тункина, Россия

Previous post Next post
Up