Актуальное прошлое: взаимодействие и баланс интересов Академии наук и Российского государства

Jul 09, 2023 17:46

в XVIII - начале XX в. Очерки истории : в 2 кн. / сост. и отв. ред. д. и. н. И. В. Тункина (1960--) СПб. 2018 г.
Раздел 1. Взаимодействие академической науки и власти в XVIII в.
Выполнение Петербургской академией наук государственного заказа в области науки. XVIII век (E. Н. Груздева)
...Академия продолжала заботиться об увеличении книжных фондов: покупала, принимала в наследство или в дар личные книжные собрания (А. Б. Крамера, Я. Брюса, Г. Пашке, В. Н. Татищева и др.); получала от правительства (частные библиотеки Петра I, царевича Алексея Петровича, опальных вельмож - Остермана, Миниха, Головкина и др.); приобретала книги за границей путем книгообмена или через книжных комиссионеров и академическую Книжную лавку. К середине XVIII в. собрание Библиотеки выросло до 22,5 тыс., а в конце XVIII в. насчитывало более 40 тыс. томов книг и рукописей.
Академия наук сохраняла заведенный Петром I открытый доступ в Библиотеку всех желающих. «Санкт-Петербургские ведомости» 26 ноября 1728 г. в заметке об открытии ее в новом здании сообщали: «Впредь будет Библиотека равным же образом повсенедельно дважды, а именно во вторник и в пятницу, пополудни, от 2 до 4 часа, отперта и всякому вход в оную свободен».

...Академия задумывалась Петром I не как сугубо научное учреждение, а как «Академия наук и художеств» (слово «художество» в XVIII в. включало в себя понятие «ремесло»), и уже в 1725 г. в ее штате появились мастера-инструментальщики, а в 1726 г. открылись две мастерские: оптическая (или «микрошкопиев и першпективных трубок») и «барометреная». Затем к исполнению заказов академиков стали привлекаться новые специалисты - токари, слесари, столяры, часовщики и проч., и число мастерских постепенно возрастало. В XVIII в. при любом научном проекте должен был присутствовать умелый рисовальщик, и Академия наук в первые годы своего существования нанимала художников, которые делали зарисовки во время экспедиций, фиксировали этапы научных экспериментов, создавали иллюстрации к книгам, оформляли экспозиции Кунсткамеры. Постепенно в Академии формировался штат рисовальщиков, для их профессиональной подготовки в 1738 г. была создана особая палата, в которой проходили обучение и сотрудники тех мастерских, где было необходимо отличное владение техникой рисунка - гравировальной, ландкартной, пунсонной.

История, Русский мир, Книга, Государство, Петр Великий, Тункина

Previous post Next post
Up