Беседы о правлении - 15 апреля 1663 года
Часть I. О благе
...Прекрасную форму имеют крестьянские дома на Русской Украине* - ибо полы у них разной высоты, и скот содержится в низкой части теплого дома. Иначе заведено у поднепрян, где скот располагается вокруг очага.
* На Русской Украине - Крижанич отличает «русскую» (т. е. северо-восточную) Украину от Приднепровья.
Часть II. О силе
...Самые главные твердыни:
1. Королевское благочестие. Чтобы король своими законами и из-за [мер по сбору] своей казны не давал народу примера и побуждения к духовному беззаконию и к умножению грехов, как случается в некоторых местах.
2. Хорошее правление. Чтобы местные подданные были довольны своим положением и чтобы чужие [люди] желали быть под такой властью.
3. Согласие в народе. Чтобы соблюдалось единство королевства и ни за что не допускалось разделения его.
4. Оберегание от чужебесия*. Чтобы король и весь народ не верили чужестранцам.
5. Быть в союзе с каким-либо народом, если это будет полезным.
* Чужебесие (czužebjesie) - излишнее доверие к иностранцам, слепая любовь ко всему чужеземному.
...Войско, которое хочет стать победоносным, должно быть сильным и быстрым. Но это трудно [совместить] в одном человеке или в одном строе войска - чтобы один и тот же воин был и очень сильным, и очень быстрым. Поэтому надумали разные отряды снаряжать разным оружием, чтобы одни побеждали быстротой, а другие - силой. Это - одна из важнейших и главнейших государственных тайн, и те, кто умело пользовались ею, одержали много побед.
...Если музыка нужна для чего-либо на свете, то, конечно, на войне она особенно необходима. Ибо звуки музыки удивительным образом придают своему войску доблесть и храбрость, а на противника нагоняют страх. Поэтому следует позаботиться, чтобы у нас была самая наилучшая и красивая военная музыка.
...Привилегии для музыкантов: трубачам и флейтистам разрешить учиться игре на струнных и прочих инструментах и играть на них за плату на свадьбах и на других торжествах. И запретить заниматься музыкой и извлекать из нее доходы всем тем, кто не умеет как следует играть на трубах, кто не может быть полезным на войне и кому московские мастера не дадут письменного свидетельства.
...Учение воинское состоит в том, чтобы воин научился хорошо стрелять из лука и из пищали и сохранять строй под знаменем. Надо, чтобы воины хорошо владели не только пищалью, но и луком, ибо меткость и быстрота, и стрельба из лука очень полезны, а в некоторых местах и вовсе необходимы. А воинских игр и журавлиного шага, заведенных немцами, нам не следует добиваться и допускать, ибо [это] понапрасну смущает людей и отрывает их от работы. А к таким бесполезным воинским играм относятся те, что не имеют применения в истинных битвах. Немецкий шаг никак не может быть применен в битвах против татар.
...Некоторые считали, что в богатстве, в роскоши и в довольстве утрачивается благородство. Но они ошибались, ибо утрачивается не благородство, а стремление, охота и готовность к воинским делам, и возникает ксенархия*, гибельная для всего благого.
* Ксенархия (ksenarchia) - встречается также в «славянском» варианте - «чужевладство» (czuzewladstwo) - власть чужеземных правителей.
...Следовательно, храбрость не дается народам от рождения, а возрастает благодаря заботам и хорошему правлению и учению.
7. А происходит это следующим образом и способом:
1. Когда воины имеют хорошее оружие.
2. Когда они будут хорошо обучены и искусны в воинских делах.
3. Когда музыка будет красивой, звучной, веселой и диводумной.
4. Когда воеводы будут хороши и умны и [будут] местными, не иностранцами.
5. Когда названия всех военных вещей будут родными а не иноязычными.
6. Когда и у самих воинов имена будут пристойными, а не смешными и не иноязычными.
7. Когда волосы и бороды воинов будут пристойно подстрижены.
8. Когда [они] будут иметь пристойную одежду.
9. Когда отрядам будут даны какие-нибудь особые имена или названия.
10. Когда воины будут уверены, что им заплатят за их труды.
11. Когда будут уверены, что им окажут почет.
12. Когда воинам будет дозволено распоряжаться полученным жалованием и [пользоваться] почетом. То есть когда воин сможет свободно (без суровых запретов и стеснений) пользоваться плодами своих трудов - или жалованьем и добром, добытым в морозах, опасностях и страданиях.
Прежде всего и паче всего для [возбуждения] храбрости нужно благое правление. Если этого не будет, остальные способы окажутся напрасными, и воины вовеки не станут ловкими, а всегда [будут] малодушными и отчаявшимися.
...Как сильно войску нужен хороший воевода, дает нам понять та притча, которая говорит, что оленье войско с воеводой-львом сильнее львиного войска с воеводой-оленем. Всуе воины будут храбрыми, если воевода будет никчемен.
...Должен быть уроженцем данной страны, не чужестранцем, не сыном и не внуком чужестранца. Ведь воины теряют всякую охоту и храбрость, когда [они] видят, что жалование, полагающееся им, достается чужестранцам, тем паче, что так случается не раз и не два, а стало как бы правилом и законом, что из чужестранцев выходят начальники, а из своих людей одни лишь простые воины.
Здесь, на Руси, творится такое, чего не было и не будет во всем свете: немцы правят крепостями, и [им дана] чуть не вся власть и начальство над войском, а наши люди уже не чают получить место повыше. Следует опасаться или - вернее - ожидать наверняка, что по этой причине возникнет еще когда-нибудь мятеж, измена и кровопролитие.
...И пусть он обдумает, поразмыслит и составит тайные заметки о нашей отчизне и народе. Например: сколько и каких народов живет по соседству с нами? Какого зла нам надо опасаться от каждого из них или чего ждать хорошего? Когда и почему народ наш терпел наигоршие поражения и когда и как добивался наибольших побед? Почему в той или в иной битве мы побеждали или были побеждены? Каким способом и каким оружием следует нам вести войну против того или иного народа? Какие у нас есть причины для войны или мирного договора с каждым народом? И все прочее, что можно еще придумать.
...Для [умножения] храбрости было бы полезно, чтобы наши воины считали и верили, что наш народ не уступает ни одному народу в воинской доблести и храбрее многих. Но этому убеждению очень мешает употребление чужих слов в воинском деле. Ибо воины много храбрости теряют, когда они, словно попугаи, называют чужими и непонятными словами свое оружие и свои военные дела и занятия. Это ненужное смешение языков нигде не полезно, однако в военном деле оно особенно вредно. Ведь когда воины слышат, как все ратные вещи называются иноязычными именами, они начинают представлять себе чужие народы чрезмерно храбрыми, а себя и свой народ - недостаточно храбрыми. Ибо рассуждают они так: откуда пришли названия воинских дел, оттуда произошли и сами воинские дела и доблести. Поэтому было бы полезно запретить во всем царстве [употреблять] иноязычные слова в приказных бумагах, в челобитьях, в лагерях, в строю и под знаменами.