Трухановский Владимир Григорьевич (1914-2000) Уинстон Черчилль М., 1982 г

Jun 30, 2023 23:53

9. Его лучший час
...11 сентября 1939 г. Рузвельт, до этого встречавшийся с ним лишь однажды (это было в период первой мировой войны), обратился к Черчиллю с личным письмом, в котором сообщил, что он рад его возвращению в морское министерство. «Я хочу, - писал президент, - чтобы вы и премьер-министр знали, что я всегда буду рад, если вы лично будете держать меня в курсе всего, о чем вы хотели бы меня осведомить. Можете в любое время посылать мне запечатанные письма через свою или мою дипломатическую почту».

...Так началась его переписка с президентом США, продолжавшаяся до весны 1945 г., когда она прекратилась в связи с кончиной Рузвельта. Эта переписка составила примерно до тысячи писем с обеих сторон.

...«Странная война» не могла продолжаться бесконечно. Английское правительство решило искать выход из нее путем «переключения» войны с Германии на Советский Союз. Имелось в виду каким-либо способом добиться прекращения войны с Германией, чтобы вместе с ней выступить против Советского Союза. В конце 1939 г., когда не без подстрекательства со стороны правящих кругов Англии возникла советско-финская война, в Лондоне решили, что появилась подходящая возможность для переключения войны. В это время Черчилль выступал с идеей проведения военной операции в Норвегии и Швеции с целью прекратить доступ шведской руды в Германию. После начала советско-финской войны английское правительство вместе с французским правительством не только оказывало Финляндии всяческую помощь, но и приняло решение направить через Норвегию и Швецию свои войска для войны против СССР, на стороне Финляндии. Эта акция означала неминуемую войну между Англией и СССР.
Черчилль поддержал Чемберлена в планах отправки английских и французских войск в Финляндию и, следовательно, на определенном этапе разделял его идею «переключения» войны с Германии на СССР. Эта позиция объяснялась рядом причин. Черчиллю, конечно, улыбалась идея стравить Германию и Советский Союз. Сказалось, вероятно, и то, что он не хотел расходиться с Чемберленом и другими членами правительства, выступавшими за «переключение» войны. Речи Черчилля в то время в части, касающейся Советского Союза, по существу не отличались от речей премьер-министра. Он радикальным образом изменил свое отношение к СССР по сравнению с предыдущим годом, когда не был еще в правительстве. Вновь начались враждебные высказывания в адрес СССР, напоминавшие его выступления периода интервенции и 20-х годов.
«Если бы началась война с Россией, - пишет Эмрис Хьюз, - вероятно, английский экспедиционный корпус был бы потерян в Финляндии и Англия встретилась бы с несчастьем значительно большим, чем операция в Дарданеллах». Тэйлор также вспоминает о Дарданеллах в этой связи: «Финская кампания представляла собой новое и даже худшее Галлиполи». «Мотивы предполагавшейся экспедиции в Финляндию, - продолжает английский историк, - не поддаются разумному анализу. Провоцирование Англией и Францией войны с Советской Россией в то время, когда они уже находились в войне с Германией, представляется продуктом сумасшедшего дома. Оно дает основания для того, чтобы предложить более зловещее толкование: переключение войны на антибольшевистские рельсы, с тем чтобы война против Германии могла быть окончена и даже забыта... В настоящее время единственно полезным выводом может явиться предположение, что английское и французское правительства в тo время утратили разум».
Прогрессивный английский журнал «Лейбор мансли» писал в феврале 1940 г.: «Наиболее шовинистические, агрессивные, реакционные силы английского и французского империализма, которые стремятся любыми средствами расширить войну и ликвидировать создавшийся на Западе тупик путем открытия военных действий на Востоке, здесь объединились с бывшими мюнхенскими элементами, которые ввязались в эту войну по ошибке и против своего желания именно потому, что они старались организовать антисоветскую войну, и которые только рады были бы теперь найти способ превратить эту войну в антисоветскую войну и построить на этой основе мировой контрреволюционный фронт под английским руководством». Таково представляющееся нам убедительным объяснение как планов, «достойных сумасшедшего дома», так и непонятного на первый взгляд поведения Черчилля, присоединившегося к тем, кто хотел переключить войну.
Лучшие представители английского народа в отличие от Черчилля понимали всю авантюристичность политики английского правительства в период советско-финской войны. Английская компартия осудила попытки создания антисоветского империалистического блока. Против антисоветской политики консервативного правительства и правых лейбористских лидеров выступали сознательные рядовые члены лейбористской партии. Отражавший их взгляды член Исполкома лейбористской партии Д. Н. Притт опубликовал две книги, в которых привел убедительные аргументы против антисоветского курса консервативного правительства, чреватого развязыванием войны между Англией и СССР.
Журнал «Лейбор мансли» созвал в феврале 1940 г. конференцию представителей рабочих и общественных организаций. «Дело Советского Союза, - заявили участники конференции, - является делом мирового социализма и всего международного рабочего класса. Мы просим рабочий класс помнить, как он в 1920 г. при помощи агитации и стачек предотвратил антисоветскую войну, и быстро действовать в настоящее время, чтобы предотвратить такую же войну еще раз».
Руководители Финляндии поняли, что получение ими планировавшейся помощи от Англии и Франции чревато для страны национальной катастрофой. Поэтому, когда финские войска потерпели поражение, финляндское правительство подписало мир с Советским Союзом. Тем самым Англия была избавлена от катастрофических последствий, к которым ее неизбежно привела бы линия на «переключение» войны.

Американцы, Трухановский, Черчилль, Заговор, Письма, Союзники, Вторая мировая война, Англичане, Финляндия, Рузвельт

Previous post Next post
Up