Колчинский Э. И. (1940-2020) Биология Германии и России-СССР в условиях... (2006)

Jun 16, 2023 14:50

социально-политических кризисов первой половины ХХ века (между либерализмом, коммунизмом и национал-социализмом).
Глава четвертая. Биология между коммунизмом, национал-социализмом и либерализмом
Национал-социализм - «прикладная биология»
...Один из главных организаторов эвтаназии В. Брак не имел медицинского образования, однако его отец, практикующий врач, был другом Г. Гиммлера, что предопределило судьбу юного Брака, ставшего шофёром рейхсфюрера. Затем Брак - заместитель начальника рейхсканцелярии Ф. Бойлера и руководитель комитета службы, в задачи которой входила медицинская экспертиза лиц, подлежащих эвтаназии.
Благодаря стечению обстоятельств начал восхождение к вершинам власти биологии и медицины в Третьем рейхе один из главных организаторов эвтаназии детей К. Брандт. Ему, начинавшему хирургу, случайно довелось в апреле 1933 г. оперировать личного адъютанта Гитлера, обергруппенфюрера (генерала) В. Брюкнера, попавшего в автокатастрофу. Через него Брандт познакомился с Гитлером, который сделал его своим личным врачом и способствовал устройству в хирургическую клинику Берлинского университета, а затем обеспечил стремительную карьеру. В 1930 г. Брандт - унтерштурмфюрер (лейтенант), в 33 - штурмбанфюрер (майор), а в 40 - группенфюрер (генерал-лейтенант) СС. В 1939 г. он - один из главных организаторов эвтаназии, а в 1943 г. Гитлер назначил его главным руководителем медицинских исследований и ответственным за медицинское обеспечение Германии. Столь быстрая карьера закончилась арестом и смертным приговором, так как Брандт стал представлять угрозу для рейхсфюрера здравоохранения Л. Конти, который при помощи своего покровителя в НСДАП М. Бормана расправился с конкурентом.

...Невозможно представить кого-либо из крупных биологов в СССР в 1920-е гг., заканчивавших свои официальные письма словами: «С коммунистическим приветом», в то время как немецкие биологи, даже придерживавшиеся левых убеждений, уже в 1933 г. завершали свои письменные обращения к властям обязательным «Хайль Гитлер».
Очевидным является парадокс во взаимодействии биологии и власти в Третьем рейхе: антиинтеллектуальный расистский режим широко использовал современную науку, способствуя ее развитию. Издание в годы нацизма многотомных серий «Изучение природы и медицины в Германии», «Успехи ботаники» и «Успехи зоологии» наглядно демонстрирует, что нормальная биология не просто жила в Третьем рейхе, но и добивалась весьма впечатляющих результатов. Более того, даже в самых зверских экспериментах над заключенными ученые развивали обычную, нормальную науку, если не фиксировать внимание на том, что в роли подопытных животных они использовали людей. По мнению некоторых западных экспертов на Нюрнбергском процессе, опыты над заключенными позволили получить уникальный опыт.
В Третьем рейхе биологи и медики коренным образом изменили бытовавшие ранее представления о недопустимости использовать людей в качестве экспериментальной модели, даже если это сулит прогресс в области биомедицины. До этого моделью для экспериментов в области изучения наследственных заболеваний обычно были животные, что всегда отставляло открытым вопрос о репрезентативности полученных результатов для человека. Национал-социализм освободил своих ученых от подобных эпистемологических затруднений, сняв запрет на вивисекцию и летальные эксперименты над людьми в концентрационных лагерях Дахау, Освенцим, Бухенвальд, Заксенхаузен. Их заставляли пить соленую воду, подвергали экстремальным температурным воздействиям, помещали в условия низкого или высокого давления, производили трансплантацию органов, испытывали непроверенные вакцины. Все это экспериментаторы-врачи делали не из садистских побуждений, а ради приобретения нового знания для спасения жизней немецких солдат. Испрашивая у Гиммлера разрешение на эксперименты с летальным исходом, профессор Г. Дойшл писал: «Я желал бы скорее принести в жертву 500 большевиков, чем подвергнуть опасности жизнь хотя бы одного немецкого солдата». Так думали многие звезды биомедицинских наук, включая тех, кто оставался политически индифферентным при нацистах.
Национал-социализм создал этические предпосылки для того, чтобы человек был безоговорочно отдан в руки экспериментатора, и убрал все препятствия для ранее немыслимых экспериментов с его телом и органами. Это не только открыло новые возможности в изучении человека, но и стало стимулом к формированию новых институтов, междисциплинарных связей и социальных сетей в биологии и медицине, а также новых способов их взаимодействия с властью и обществом.

Национал-социалистические научные учреждения, общества и журналы
...В задачи ДБВ как части НСЛБ входило не только обучение школьников, но воспитание народа: разъяснение рабочим и крестьянам вопросов расовой гигиены и необходимости расово-гигиенических мероприятий для Германии. С этой целью создавали специальные лагеря для обучения учителей, чтобы они усвоили, что национал-социалистическое мировоззрение базировалось на науке. В качестве примера Леман и его последователи обычно использовали расовую гигиену, учение о расах, генетику, селекцию, экологию и охрану природы, растениеводство и т. д. Тематика занятий была следующей: 1. Биология как основа национал-социалистического мировоззрения; 2. Биология, раса, народ; 3. Биология и почва; 4. Биология, государство и культура; 5. Биология и холистский подход. 6. Биология и школа. Преподаватели высшей школы и учителя должны были сформировать у студентов и слушателей твердое убеждение в том, что национал-социализм - это прикладная биология или биология на практике. В итоге биологические занятия превратились в идеологические кампании по формированию официального мировоззрения.

[в 1939 г.] биологию еще теснее связали с нацистским режимом. ДБВ превратили в Имперский биологический союз (Reichsbund fьr Biologie - РББ), членом которого должен был стать каждый биолог. Благодаря присоединению к фонду «Наследие предков» СС союз попал в прямое подчинение к рейхсфюреру Г. Гиммлеру, а руководитель исследовательского центра по биологии в АЭ гауптштурмфюрер (капитан) СС В. Грайт возглавил новый союз, прописав подробно его задачи и структуру в специальной статье.
По мнению Грайта, до сих пор ученые не понимали в полной мере важность сотрудничества с нацистами в деле внедрения в практику достижений биологии, которая не должна быть суммой ботанических и зоологических знаний, а должна открыть законы жизни. Эти законы будут положены в основу права, законодательства и устройства государства. Биологическое мышление должно предопределить языковую практику в использовании слов, а достижения биологии следует использовать в широкой области общественно-производственной деятельности от медицины до сельского хозяйства и лесоведения. В связи с этим необходимо иметь много специалистов по отдельным биологическим дисциплинам, но каждый из них должен обладать широтой взглядов и служить выполнению общих задач.
Свою программную статью Грайт закончил словами, что отныне биологам не следует беспокоиться о том, что их потребности будут непонятны руководителям НСДАП. Их задача состоит в том, чтобы каждый на своем посту способствовал решению общих задач. Отказ какого-либо биолога участвовать в работе союза означал его бесполезность для государства. Осознанию каждым биологом своего места в решении общих задач должна была помочь структура РББ, отражавшая классификацию биологических наук по объекту исследования (растения, животные, человек) и отраслям знания (филогения, морфология, физиология, эмбриология, генетика, прикладная биология, экология и т. д.). В соответствии с этой структурой должны были делиться все местные и земельные отделения союза.

...Среди «важных для обороны» проектов АЭ, поддержанных РФР, были исследования в области генетики растений, энтомологии, а также опыты над заключенными, предполагавшие массовые убийства. Среди них «исследования» в Дахау профессора медицины из Праги З. Рашера по воздействию холода на людей для решения задач авиационной медицины, стоившие жизни, по меньшей мере, 300 заключенным, а также исследования профессора медицины из Страсбурга А. Хирта, профессора медицины из Берлина Ф. Зауербруха и профессора медицины и заместителя руководителя Имперской палаты врачей К. Бломе о временных периодах воздействия на заключенных различных доз отравляющих веществ и их комбинаций. Бломе, вступивший в НСДАП и СА ещё до прихода нацистов к власти, был главным пропагандистом биологических способов войны. В 1942 г. К. Бломе получил приказ создать вблизи Познани Центральный институт по изучению рака, который должен был заниматься созданием и испытанием биологических боевых веществ. С 1944 г. по приказу Г. Гиммлера он занимался сбором возбудителей чумы как основы для создания биологического оружия «Blitzableiter» (молниеносное возмездие)375. С этой целью была послана экспедиция в Турцию для добычи патогенных микробов, одновременно разрабатывали противочумную вакцину. Б. Бегер в 1943 г. выбрал для коллекции еврейских скелетов 115 заключенных в Освенциме, умерщвленных для этой цели газом. Анатомическими исследованиями органов умерщвленных людей занимался профессор Берлинского университета Г. Штиф, а директор университетской клиники, психиатр М. де Кринис, член СС, был «серым кардиналом» учреждений по эвтаназии и участвовал в исследованиях головного мозга погибших. Как правило, профессора из университетов заказывали лагерным врачам, что им нужно, а те подбирали подходящих заключенных, умерщвляли их и изготавливали из их останков требуемые препараты половых органов, легких, глаз и т. д.

...Весной 1943 г. при поддержке Шеффера Брюхер в рамках общего плана научной политики на оккупированных территориях на востоке разработал проект сбора, точнее, грабежа уникального селекционного материала, хранившегося в сельскохозяйственных научных учреждениях СССР. План одобрил Гиммлер, который считал, что институты КВГ не справились с этой задачей, а итоги зимней кампании 1942-1943 гг. заставляли спешить, так как стремительное наступление русских означало, что вскоре эти селекционные станции и растениеводческие институты на юге СССР станут недоступны немецким войскам.
Летом 1943 г. Брюхер в сопровождении ботаника и гауптштурмфюрера К. фон Рауха и военных частей СС посетил 18 растениеводческих станций и институтов на Украине и в Крыму, откуда вывез ценные генетические коллекции, собранные по инициативе Н.И. Вавилова его сотрудниками. Кроме того, проводили сбор дикорастущих зерновых и плодовых растений на оккупированных территориях СССР. Проект Брюхера был в числе немногих начинаний АЭ, закончившихся удачно. Аналогичная акция Шеффера на Кавказе завершилась провалом. В целом, такова же была судьба всего плана. Из-за поражения Германии Брюхер не успел воспользоваться захваченным селекционным материалом для выведения новых сортов культурных растений, которые, как он надеялся, обеспечат продовольственную автаркию Германии.

Убийство, Колчинский, Граждане, Врачи, Интеллигенция, Образование, Немцы, Наука, Организация, Людоеды

Previous post Next post
Up