социально-политических кризисов первой половины ХХ века (между либерализмом, коммунизмом и национал-социализмом).
Глава третья. Начало диалектизации и нацификации биологии
Институциализация евгеники
В Веймарской республике, вероятно, впервые конкретное политическое событие - поражение в Первой мировой войне - связали с биологической дегенерацией общества и потребовали от властей заняться
качественным улучшением популяции.
...В мае 1920 г. в Пруссии был учрежден Совет по расовой гигиене и популяции, созданный при отделе здравоохранения Министерства благотворительности. В состав Совета вошли известные генетики Э. Баур, К.Э. Корренс, Р. Гольдшмидт, Г. Полл, антрополог Ф. фон Лушан, а также патологи, гинекологи, анатомы, психиатры, психологи и т. д. Это отражало переворот в общественном мнении, которое до войны в целом негативно относилось к расово-гигиеническим мероприятиям, придерживаясь в основном либеральных ценностей. Заседания Совета происходили ежеквартально. Его члены обсуждали вопросы о влиянии на здоровье населения абортов, эмиграции, возвращения колонистов, урбанизации, загрязнения среды, а также целесообразность введения налогов на евгенические мероприятия, выдачи генетических брачных сертификатов, принудительной стерилизации, исследования групп крови.
...Два с половиной года спустя президент КВГ А. фон Гарнак представил на рассмотрение сената КВГ план создать Германский научный центр по антропологии, генетике человека и евгенике в Обществе Кайзера Вильгельма. Необходимость создания нового института Гарнак аргументировал тем, что дилетантизм в этой сфере недопустим, как это уже поняли в Англии, США и Швеции. Теолог и либерал А. фон Гарнак подчеркивал, что промедление в этом направлении теоретической и прикладной биологии угрожает национальной безопасности. Решение о создании такого института Сенат КВГ принял в 1926 г., а в 1927 г. его учредили и начали финансировать, в основном, из государственного бюджета.
...Представитель социал-демократов в рейхстаге Ю. Мосес выразил надежду, что новый Институт будет свободен в своих исследованиях от националистических или ненационалистических предпочтений. Вместе с тем, он отметил, что в рабочем классе растет недоверие к науке, представители которой все чаще оказываются политически ангажированными. В качестве примера он привел недавно изданную книгу А. Беслера «Введение в расовую и социальную гигиену» (1925), где автор описывал пролетариат как класс рабов, формирующийся из неспособных и ущербных людей.
...Вторым директором нового Института был Г. Муккерман, возглавлявший отдел евгеники. Бывший священник, иезуит и популяризатор евгеники, став профессором биологии, сконцентрировал свои усилия на проблемах нормальной семьи. Он был убежденным сторонником стерилизации, до того как это было осуждено в энциклике папы. После нее Мукерманн стал сторонником позитивной евгеники и ратовал за ценностный подход к наиболее богатым социальным слоям, предлагая создать благоприятные условия для их размножения.
Отдел генетики человека возглавил барон О.Ф. фон Фершуер, специалист по близнецам, который в процессе их исследования заинтересовался наследованием патологических признаков. Фершуер был известен как благочестивый христианин и архиконсерватор, участвуя в 1920 г. в студенческих добровольных группах, подавлявших восстание коммунистов. Его исследования, поддержанные РМИ и Рокфеллеровским фондом, были связаны с изучением наследования туберкулеза и рака у 150 пар близнецов-преступников. И хотя он выступал за стерилизацию психически больных и моральных уродов, его вряд ли возможно отнести к числу радикальных расовых гигиенистов или антисемитов. Он осуждал демократию как систему, не учитывающую качественные различия между людьми, и указывал на необходимость учитывать биологические основы классовой структуры общества.
Национал-социализм и проблема политического выбора
...Тем не менее, Плётц оставался в почете у нацистов как человек, заложивший «биологический фундамент» нацистского расового государства. В 1936 г. его избрали почетным профессором расовой гигиены Мюнхенского университета и наградили золотой медалью им. И.-В. Гёте, высшей наградой нацистского государства в области науки. В том же году по инициативе Гитлера его выдвинули на Нобелевскую премию. Благодарный Плётц, забыв все прежние расхождения с национал-социалистами, в 1937 г., в возрасте 77 лет, вступил в НСДАП. Умер он через три года. На его похороны прислали венки от А. Гитлера, Р. Гесса, В. Фрика, Л. Конти, А. Гютта, В. Гросса, Ф. Заукеля и других руководителей НСДАП и министерств Третьего рейха. В похоронной речи Рюдин сказал, что созданная Плётцем расовая гигиена позволила ему «следовать за знаменем Адольфа Гитлера с глубочайшей научной убежденностью и с радостной надеждой на счастливое будущее немецкого народа».
...Свою вступительную речь на Второй немецкой конференции по психологической гигиене в 1932 г. Рюдин начал и кончил словами о том, что генетическое здоровье народа и расы составляет главную цель расовой психиатрической генетики. Он продолжал ратовать за биологическую оптимизацию различных социальных групп под государственным контролем и всегда выступал за стерилизацию по расовогигиеническим соображениям.
Генетико-психиатрические и расово-гигиенические интересы Рюдина были сконцентрированы на проблемах дегенерации. На него большое влияние оказало учение о дегенерации швейцарского нейрофизиолога А.Г. Фореля, который был уверен, что рост психических нарушений является неизбежным следствием цивилизации и поэтому ради здоровья человечества необходимо перейти к новой врачебной этике, допускающей стерилизацию и эвтаназию. В психиатрической практике Рюдин ежедневно сталкивался с алкоголиками, сифилитиками, слабоумными и не видел средств к их излечению, а традиции мешали искоренить их из общества. По его мнению, лозунг врачей «защити слабого» препятствовал действию естественного отбора в обществе, позволяя размножаться генетически больным и увеличивая по закону Харди-Вайнберга концентрацию вредных мутаций в популяции человека. Все это препятствовало, по мнению Рюдина, улучшению здоровья населения. Он призывал вернуться к селекции в обществе ради создания в ближайшем будущем нового человека.
...Поставленная им проблема генетического груза в популяциях человека привлекла внимание многих немецких и зарубежных ученых, приезжавших к нему в Мюнхен для консультации и обсуждения совместных проектов. Его работы щедро финансируют не только германские (ДФГ), но и зарубежные фонды, включая фонд Рокфеллера. Он возглавлял крупную программу по генетическому обследованию населения Германии, в которой участвовало 17 университетов. Накануне прихода Гитлера к власти в 1932 Рюдина избрали членом Академии естествоиспытателей Леопольдина и президентом Международной федерации евгенических организаций. У него не было сомнений относительно служения национал-социалистам ввиду совпадения их целей в области демографии
...Особо Ленц отмечал совпадение взглядов расовых гигиенистов и национал-социалистов на роль государства в охране генетического здоровья нации. «Согласно Гитлеру, государство должно заботиться о том, чтобы только здоровые люди имели детей. Государство должно без оглядки на понимание или непонимание, одобрение или сопротивление действовать в этом направлении». Ленц подробно излагал рассуждения Гитлера о том, что только шестивековой запрет размножаться уродам, калекам и психически больным может освободить человечество от несчастий и обеспечить здоровье нации, которое сейчас кажется едва ли возможным, что необходимо оставить возможность размножаться только самым здоровым представителям расы и создавать комиссии, которые отбирали бы наиболее ценных в расовом отношении людей и выносили вердикты о стерилизации менее ценных. Важной предпосылкой для сохранения чистоты расы и здоровья народа Ленц, как и Гитлер, считал создание государством такой системы воспитания и образования, чтобы расовое чувство укоренилось как инстинкт в умах и сердцах молодых людей. При этом и внешняя политика государства должна следовать цели обеспечить, прежде всего, процветание расы, составляющей основу этого государства.
Хотя Ленц признавал, что большинство идей Гитлера заимствованы намеренно или бессознательно у разных авторов, он не склонен был обвинять автора в плагиате, а, напротив, указывал, что безукоризненные ссылки на труды предшественников выглядели бы неуместно в пророческих размышлениях лидера политического движения. В любом случае, по его мнению, Гитлер хорошо усвоил основные идеи расовой гигиены и изложил их энергично, с огромным воодушевлением, в то время как большинство академических авторитетов представило их в малопонятном виде, неспособном привлечь общество.
Ленц не случайно хвалил будущего фюрера, так как в его трудах находил много пассажей из своих сочинений. Гитлер сам и его последователи штудировали их весьма усердно, многие его слова и выражения вошли в официальный партийный язык. С приходом к власти национал-социалистов Ленц заменил Муккермана на посту заведующего отделом евгеники, сразу переименованного в отдел расовой гигиены в Институте антропологии, генетики человека и евгеники КВГ, и занял кафедру расовой гигиены в Берлинском университете. Естественно, что к 1933 г. Ленц уже более подробно ознакомился с национал-социалистическим мировоззрением и попытался способствовать его распространению. В 1933 г. он переиздал очерк «К обновлению этики», впервые опубликованный в 1917 г. На этот раз очерк назывался «Раса как принцип мира». Здесь Ленц впервые провозгласил, что в его книге изначально содержались все основные идеи нацистов и, возможно, она даже способствовала возникновению этого политического движения. Он был настроен оптимистически и верил, что Германия стоит на «пороге нового периода мировой истории».