Колчинский Э. И. (1940-2020) Биология Германии и России-СССР в условиях... (2006)

Jun 08, 2023 17:52

социально-политических кризисов первой половины ХХ века (между либерализмом, коммунизмом и национал-социализмом).
Глава третья. Начало диалектизации и нацификации биологии
Институциализация евгеники
В Веймарской республике, вероятно, впервые конкретное политическое событие - поражение в Первой мировой войне - связали с биологической дегенерацией общества и потребовали от властей заняться качественным улучшением популяции.

...В мае 1920 г. в Пруссии был учрежден Совет по расовой гигиене и популяции, созданный при отделе здравоохранения Министерства благотворительности. В состав Совета вошли известные генетики Э. Баур, К.Э. Корренс, Р. Гольдшмидт, Г. Полл, антрополог Ф. фон Лушан, а также патологи, гинекологи, анатомы, психиатры, психологи и т. д. Это отражало переворот в общественном мнении, которое до войны в целом негативно относилось к расово-гигиеническим мероприятиям, придерживаясь в основном либеральных ценностей. Заседания Совета происходили ежеквартально. Его члены обсуждали вопросы о влиянии на здоровье населения абортов, эмиграции, возвращения колонистов, урбанизации, загрязнения среды, а также целесообразность введения налогов на евгенические мероприятия, выдачи генетических брачных сертификатов, принудительной стерилизации, исследования групп крови.

...Два с половиной года спустя президент КВГ А. фон Гарнак представил на рассмотрение сената КВГ план создать Германский научный центр по антропологии, генетике человека и евгенике в Обществе Кайзера Вильгельма. Необходимость создания нового института Гарнак аргументировал тем, что дилетантизм в этой сфере недопустим, как это уже поняли в Англии, США и Швеции. Теолог и либерал А. фон Гарнак подчеркивал, что промедление в этом направлении теоретической и прикладной биологии угрожает национальной безопасности. Решение о создании такого института Сенат КВГ принял в 1926 г., а в 1927 г. его учредили и начали финансировать, в основном, из государственного бюджета.

...Представитель социал-демократов в рейхстаге Ю. Мосес выразил надежду, что новый Институт будет свободен в своих исследованиях от националистических или ненационалистических предпочтений. Вместе с тем, он отметил, что в рабочем классе растет недоверие к науке, представители которой все чаще оказываются политически ангажированными. В качестве примера он привел недавно изданную книгу А. Беслера «Введение в расовую и социальную гигиену» (1925), где автор описывал пролетариат как класс рабов, формирующийся из неспособных и ущербных людей.

...Вторым директором нового Института был Г. Муккерман, возглавлявший отдел евгеники. Бывший священник, иезуит и популяризатор евгеники, став профессором биологии, сконцентрировал свои усилия на проблемах нормальной семьи. Он был убежденным сторонником стерилизации, до того как это было осуждено в энциклике папы. После нее Мукерманн стал сторонником позитивной евгеники и ратовал за ценностный подход к наиболее богатым социальным слоям, предлагая создать благоприятные условия для их размножения.
Отдел генетики человека возглавил барон О.Ф. фон Фершуер, специалист по близнецам, который в процессе их исследования заинтересовался наследованием патологических признаков. Фершуер был известен как благочестивый христианин и архиконсерватор, участвуя в 1920 г. в студенческих добровольных группах, подавлявших восстание коммунистов. Его исследования, поддержанные РМИ и Рокфеллеровским фондом, были связаны с изучением наследования туберкулеза и рака у 150 пар близнецов-преступников. И хотя он выступал за стерилизацию психически больных и моральных уродов, его вряд ли возможно отнести к числу радикальных расовых гигиенистов или антисемитов. Он осуждал демократию как систему, не учитывающую качественные различия между людьми, и указывал на необходимость учитывать биологические основы классовой структуры общества.

Национал-социализм и проблема политического выбора
...Тем не менее, Плётц оставался в почете у нацистов как человек, заложивший «биологический фундамент» нацистского расового государства. В 1936 г. его избрали почетным профессором расовой гигиены Мюнхенского университета и наградили золотой медалью им. И.-В. Гёте, высшей наградой нацистского государства в области науки. В том же году по инициативе Гитлера его выдвинули на Нобелевскую премию. Благодарный Плётц, забыв все прежние расхождения с национал-социалистами, в 1937 г., в возрасте 77 лет, вступил в НСДАП. Умер он через три года. На его похороны прислали венки от А. Гитлера, Р. Гесса, В. Фрика, Л. Конти, А. Гютта, В. Гросса, Ф. Заукеля и других руководителей НСДАП и министерств Третьего рейха. В похоронной речи Рюдин сказал, что созданная Плётцем расовая гигиена позволила ему «следовать за знаменем Адольфа Гитлера с глубочайшей научной убежденностью и с радостной надеждой на счастливое будущее немецкого народа».

...Свою вступительную речь на Второй немецкой конференции по психологической гигиене в 1932 г. Рюдин начал и кончил словами о том, что генетическое здоровье народа и расы составляет главную цель расовой психиатрической генетики. Он продолжал ратовать за биологическую оптимизацию различных социальных групп под государственным контролем и всегда выступал за стерилизацию по расовогигиеническим соображениям.
Генетико-психиатрические и расово-гигиенические интересы Рюдина были сконцентрированы на проблемах дегенерации. На него большое влияние оказало учение о дегенерации швейцарского нейрофизиолога А.Г. Фореля, который был уверен, что рост психических нарушений является неизбежным следствием цивилизации и поэтому ради здоровья человечества необходимо перейти к новой врачебной этике, допускающей стерилизацию и эвтаназию. В психиатрической практике Рюдин ежедневно сталкивался с алкоголиками, сифилитиками, слабоумными и не видел средств к их излечению, а традиции мешали искоренить их из общества. По его мнению, лозунг врачей «защити слабого» препятствовал действию естественного отбора в обществе, позволяя размножаться генетически больным и увеличивая по закону Харди-Вайнберга концентрацию вредных мутаций в популяции человека. Все это препятствовало, по мнению Рюдина, улучшению здоровья населения. Он призывал вернуться к селекции в обществе ради создания в ближайшем будущем нового человека.

...Поставленная им проблема генетического груза в популяциях человека привлекла внимание многих немецких и зарубежных ученых, приезжавших к нему в Мюнхен для консультации и обсуждения совместных проектов. Его работы щедро финансируют не только германские (ДФГ), но и зарубежные фонды, включая фонд Рокфеллера. Он возглавлял крупную программу по генетическому обследованию населения Германии, в которой участвовало 17 университетов. Накануне прихода Гитлера к власти в 1932 Рюдина избрали членом Академии естествоиспытателей Леопольдина и президентом Международной федерации евгенических организаций. У него не было сомнений относительно служения национал-социалистам ввиду совпадения их целей в области демографии

...Особо Ленц отмечал совпадение взглядов расовых гигиенистов и национал-социалистов на роль государства в охране генетического здоровья нации. «Согласно Гитлеру, государство должно заботиться о том, чтобы только здоровые люди имели детей. Государство должно без оглядки на понимание или непонимание, одобрение или сопротивление действовать в этом направлении». Ленц подробно излагал рассуждения Гитлера о том, что только шестивековой запрет размножаться уродам, калекам и психически больным может освободить человечество от несчастий и обеспечить здоровье нации, которое сейчас кажется едва ли возможным, что необходимо оставить возможность размножаться только самым здоровым представителям расы и создавать комиссии, которые отбирали бы наиболее ценных в расовом отношении людей и выносили вердикты о стерилизации менее ценных. Важной предпосылкой для сохранения чистоты расы и здоровья народа Ленц, как и Гитлер, считал создание государством такой системы воспитания и образования, чтобы расовое чувство укоренилось как инстинкт в умах и сердцах молодых людей. При этом и внешняя политика государства должна следовать цели обеспечить, прежде всего, процветание расы, составляющей основу этого государства.
Хотя Ленц признавал, что большинство идей Гитлера заимствованы намеренно или бессознательно у разных авторов, он не склонен был обвинять автора в плагиате, а, напротив, указывал, что безукоризненные ссылки на труды предшественников выглядели бы неуместно в пророческих размышлениях лидера политического движения. В любом случае, по его мнению, Гитлер хорошо усвоил основные идеи расовой гигиены и изложил их энергично, с огромным воодушевлением, в то время как большинство академических авторитетов представило их в малопонятном виде, неспособном привлечь общество.
Ленц не случайно хвалил будущего фюрера, так как в его трудах находил много пассажей из своих сочинений. Гитлер сам и его последователи штудировали их весьма усердно, многие его слова и выражения вошли в официальный партийный язык. С приходом к власти национал-социалистов Ленц заменил Муккермана на посту заведующего отделом евгеники, сразу переименованного в отдел расовой гигиены в Институте антропологии, генетики человека и евгеники КВГ, и занял кафедру расовой гигиены в Берлинском университете. Естественно, что к 1933 г. Ленц уже более подробно ознакомился с национал-социалистическим мировоззрением и попытался способствовать его распространению. В 1933 г. он переиздал очерк «К обновлению этики», впервые опубликованный в 1917 г. На этот раз очерк назывался «Раса как принцип мира». Здесь Ленц впервые провозгласил, что в его книге изначально содержались все основные идеи нацистов и, возможно, она даже способствовала возникновению этого политического движения. Он был настроен оптимистически и верил, что Германия стоит на «пороге нового периода мировой истории».

Католичество, Колчинский, Персонаж, rassenhygiene, Личность, Немцы, Психиатрия, Наука, Организация, Убийство, Граждане, Врачи, Веймар, Рабы, Евгеника, Государство, Гёте

Previous post Next post
Up