социально-политических кризисов первой половины ХХ века (между либерализмом, коммунизмом и национал-социализмом).
Глава третья. Начало диалектизации и нацификации биологии
Генетика, евгеника и практика
...Иначе сложилась ситуация в США, где горячим адвокатом евгеники стал генетик Ч. Девенпорт. Здесь в 1921 г. возникло влиятельное Американское евгеническое общество. В практику были внедрены тесты на определение интеллекта. Некоторые штаты приняли законы о принудительной стерилизации лиц, как правило, выходцев из Африки и Азии, а также представителей некоторых европейских наций, которые якобы наносят ущерб генофонду «расово чистого» населения США. В том же году в Нью-Йорке состоялся Второй Международный евгенический конгресс, президентом которого был знаменитый американский палеонтолог Г.Ф. Осборн, чья мировая известность уступала в те годы только славе А. Эйнштейна. В своей вступительной речи он выразил надежду, что подобные встречи в будущем приобретут ещё большее значение, так как только евгеника, призванная избавить человечество от наследственно больных и асоциальных элементов, поможет реализовать основополагающий принцип демократии- равенство всех людей.
...В Европе впервые закон о стерилизации был принят в кантоне Ваадт (Швейцария) в 1928 г., в 1929 г. аналогичный закон приняла Дания, вскоре за ней последовали Норвегия, Швеция, Латвия, Эстония.
Евгеника или расовая гигиена: научная или политическая дилемма?
В веймарской Германии, где все сегменты политического спектра оплакивали физическую и нравственную деградацию населения, борьба за наследственное здоровье нации стремительно становилась важнейшей частью государственной политики. Исход войны вел к выдвижению новых задач. Смерть лучших на полях сражений заставляла оставшихся в живых задуматься о будущем нации. Мюнхенские лидеры Немецкого общества расовой гигиены М. фон Грубер, Э. Крэпелин, А. Плётц и В. Шальмайер с 1918 г. установили контакты с Пангерманской лигой, Немецкой национальной партией, Немецко-народным союзом защиты и отпора, Добровольческим корпусом и множеством других праворадикальных организаций, плодившихся в Баварии в бурные 1918-1920 гг.
...В 1919 г. формируется Общество охраны немецко-германской культуры (Gesellschaft deutsch-germanischer Gesittung-Schutzbund), целью которого также было поддержание здоровья индивида, семьи и нации. В том же году возникли еще два союза. «Немецкий орден» добивался возрождения немецкого народа на базе исконных ценностей и культивирования арийской крови. Под лозунгом «Арии всех стран, объединяетесь» был сформирован Международный союз ариев в Данциге. 16 марта 1925 г. была создана массовая евгеническая организация «Немецкий союз за оздоровление народа и наследственности» (ДБФЕ - Deutscher Bund für Volksaufartung und Erbkunde, DBVE), объединявший более 7 000 человек. Его инициаторами были чиновники из государственных служб здравоохранения и учреждений, регистрировавших рождения, браки и смерти. Президентом ДБФЕ стал ветеран движения за охрану здоровья детей К. фон Бер-Пиннов, вице-президентом, а с 1930 президентом Союза был деятель здравоохранения Пруссии А. Остерман, близкий к умеренным социал-демократам. ДБФЕ уделял огромное внимание популяризаторской и просветительской деятельности и выпускал журналы «Евгеника» (Eugenik) и «Журнал за оздоровление народа и генетики» (Zeitschrift für Volksaufartung und Erbkunde)
...Бер-Пиннов принимал вывод расовых антропологов Г.Ф.К. Гюнтера и О. Фишера о популяции немцев как смеси нордической, средиземноморской, альпийской и динарской рас, а также представления Э. Кречмера о расовой обусловленности психики. Не сомневался он и в интеллектуальном превосходстве нордической расы. Десять заповедей ДБФЕ («Богат тот народ, который состоит из здоровых людей», «Человек богат, если он физически и духовно здоров», «Духовное и физическое здоровье зависит от наследственности», «Наследственность родителей предопределяет ценность детей» и т. д.) были понятны каждому и не вызывали возражений. В условиях кризиса и постулируемой деградации немцев от засилья преступников, алкоголиков, симулянтов, душевнобольных идеи евгеников многим казались более привлекательными, чем академические теоретизирования расовых гигиенистов.
...Под руководством В. Котцде и Б. Танцмана «артамане» стали наиболее влиятельным пронацистским движением молодежи в Веймарской республике, объединившим сторонников экологических и «народнических» идей. Они отстаивали идею замены военной службы земледельческим трудом и ратовали за насильственное расширение территорий Германии, для того чтобы обеспечить всех немцев земельными участками. Следуя Хенчелю, артамане агитировали за создание расово чистого немецкого крестьянства, которое должно будет заселить восточные территории, освобожденные от поляков, чехов, русских, белорусов и украинцев. Для них были неприемлемы жизнь и работа в городах, представлявших собой расовый «хаос», поэтому они создавали трудовые коммуны и поселялись в сельской местности, образуя будущие ячейки расово чистых сообществ. Многие будущие лидеры национал-социализма, включая рейхсфюрера СС Г. Гиммлера, министра сельского хозяйства, рейхсляйтера, обергруппенфюрера (генерала) СС Р.В.О. Дарре́, коменданта Освенцима Р. Хёсса в этих поселениях получили соответствующее идеологическое и социальное воспитание, проявившееся в годы Третьего рейха.
...Среди евгеников было немало социал-демократов, проповедовавших взгляды, не слишком отличавшиеся от расово-гигиенических. Среди них был один из создателей системы здравоохранения в Веймарской республике А. Гротьян. который с 1913 г. в Берлинском университете читал лекции по социальной гигиене, в основе которой лежали расово-гигиенические представления. Гротьян агитировал за снижение рождаемости в низших слоях и повышение ее в высших, понимая евгенику как «рационализацию сексуальной жизни». Он существенно расширил число групп, подлежащих стерилизации и изоляции, включая в них уже бродяг, лодырей, нищих, пьяниц, проституток, эпилептиков и др. Для него евгеника, связанная с охранной генофонда нации, вместе с социальной медициной и индивидуальной гигиеной были лишь элементами общей программы здравоохранения. Он выступал за введение принудительной стерилизации, которой, по его расчетам, должно быть подвергнуто более миллиона дефективных или асоциальных немцев. В этом он был единодушен с теоретиками расовой гигиены Ф. фон Ленцем, К. Астелем, Б.К. Шульцем и расовым антропологом Г.Ф.К. Гюнтером, которые, правда, отождествляли «расовую идентичность» с «социальной эффективностью». Сам же Гротьян предпочитал термин «социальная гигиена», подчеркивая, что расовые гигиенисты придают слишком большое значение биологическим аспектам проблемы. С ним постоянно полемизировал Ленц, полагавший, что биология должна стать основой социальной политики. Позицию Гротьяна он предлагал именовать не «социальной, а социал-демократической гигиеной».
...Социал-демократическая газета «Вперед» (Vorwärts) в 1929 г. критиковала за непоследовательность принятый в Дании закон о стерилизации, запрещавший ее принудительное проведение. В 1931 г. КПГ и СДПГ поддержали в рейхстаге проект закона от праворадикальных партий о стерилизации людей с умственными или физическими недостатками, с оговорками, что больные или их опекуны должны дать согласие. Аналогичные законы были приняты в скандинавских странах и Швейцарии, где их применяли до 1960-х гг., часто втайне от общественности.
«Этапная книга трех мужчин»
...Центральное место в книге занимали главы Ленца. Самый юный соавтор излагал подробно и обстоятельно расовую гигиену, относя к генетическим болезням или к генетической предрасположенности к ним рак, туберкулез, сифилис, гонорею и т. д. Часть из этих болезней, по его мнению, продолжала играть селективную функцию, устраняя от размножения носителей вредных генов. Как и его предшественники, Ленц уверял, что внедрение в практику рекомендаций расовой генетики повысит здоровье нации, так как создаст препятствия на пути размножения неполноценных. Для этого он предлагал ввести всеобщее генетическое обследование населения, проводимое под контролем государства.