Глава 7. Немецкая научная гегемония и появление организованной науки
Роль университетской системы в немецком обществе в начале XX века
...С ростом институтов в старых экспериментальных областях (химия, физиология) молодому человеку стало невозможно сделать себе имя без помощи профессора, потому что никто больше не мог проводить серьезные исследования
вне институтов. Такой оборот событий привел к усилению власти глав институтов, которые имели свой интерес в сохранении новых специальностей, возникавших в новых областях, в качестве второстепенных в рамках подчинявшихся им институтов, не создавая новых кафедр с претензиями на создание новых институтов.
...Проще было создать новые, не связанные университетами научно-исследовательские институты, чем пытаться изменить структуру университетов. Поэтому инициатива в новых областях науки находилась в руках центрального правительства. Так возникли Имперский физико-технический институт в 1887 году и Общество кайзера Вильгельма (ныне Общество Макса Планка) в 1911 году.
Место университета в социальной структуре Германии
...С точки зрения интеллектуалов, университеты, созданные в чрезвычайно благоприятных условиях борьбы против Наполеона, были единственной в стране прочной институционализированной структурой для свободной интеллектуальной деятельности. Статус и привилегии университетов были пожалованы им военно-аристократическим правящим классом, а не получены в результате роста свободной инициативы. Следовательно, этот сомнительный статус основывался на компромиссе, в соответствии с которым правители государства считали университеты и их кадры средствами для подготовки определенного рода специалистов. Однако правители позволяли университетам вести преподавание по своему усмотрению и использовать собственное положение для того, чтобы заниматься чистой наукой. Поэтому университеты вынуждены были постоянно занимать оборонительную позицию, чтобы избежать подозрений в подрывной деятельности и сохранить элитарное положение, гарантировавшее их свободу.
...Принятие решений, связанных с наукой, в чем-то напоминало принятие решений по военным вопросам, а именно - правительствами, действующими по совету и/или под давлением со стороны небольших закрытых кругов опытных чиновников, ученых и предпринимателей.
...Этот вопрос важен для понимания немецких университетов. По-видимому, при их создании учитывались определенные нравственные задачи. Фихте, Гумбольдт и другие полагали, что университет создаст подготовленное в философском отношении и нравственно честное руководство. И в той степени, в которой чиновничья элита и академическая жизнь были озабочены этим вопросом, дело в какой-то мере действительно обстояло таким образом. Но Фихте и Гумбольдт не предполагали возможности возникновения конфликтов между государством и университетом по практическим политическим вопросам. Они считали государство олицетворением их собственной идеи культуры (Bildungsstaat), и между государством и университетом могло быть только разделение труда, но никак не конфликт интересов по основным проблемам. Предустановленная гармония между государством и университетом, рассматриваемая с такой точки зрения, могла сохраняться, но лишь до тех пор, пока (а) правительство стояло над партийной борьбой и столкновениями экономических интересов в стране и (б) университет также оставался полностью изолированным от социальных интересов и конфликтов. Когда был основан новый немецкий университет, прусское «государство», по-видимому, находилось в таком независимом от «общества» положении. Когда такая точка зрения обнаружила свою несостоятельность, университет столкнулся с возможностью вхождения в состав простого гражданского общества, как это произошло во Франции и в Англии. Однако эта цель так никогда и не была достигнута. О положении в начале XIX века см.: König, op cit. О неисчезающем ощущении болезни университета до и после Первой мировой войны см.: Fritz К. Ringer, The Decline of the German Mandarins: The (German Academic Community, 1890-1933. Современный взгляд на проблему см.: Schelsky, of), cit., pp. 131-134.
...Бессмысленно задаваться вопросом о том, можно ли было изменить подобное положение, если бы власть в стране не захватили нацисты, поскольку университеты были частью системы, которая сделала нацистский переворот возможным.
Глава 8. Профессионализация научных исследований в Соединенных Штатах
Профессиональная школа
...Приезжавшие в Германию американцы были не слишком чувствительны к существовавшему в этой стране жесткому делению между академически признанными и непризнанными (или не полностью признанными) областями. Приват-доценты или экстраординарные профессора, занимавшиеся интересными исследованиями в институтах или университетских больницах, казались им (и нередко действительно были) первопроходцами, а не теми, кто специализировался в области, которая делала их nicht ordinierbar, то есть неподходящими для перевода на кафедру.