социально-политических кризисов первой половины ХХ века (между либерализмом, коммунизмом и национал-социализмом).
Глава вторая. Биология Германии и России накануне революционных потрясений
Психофизиологическая проблема и политика
...В отличие от Циона, Н. Е. Введенский, со времен студенчества участвовавший в деятельности народовольцев и приговоренный по делу 193-х в 1875 г. к тюремному заключению, где провел более трех лет,
смог сделать блестящую карьеру, создав собственную школу в физиологии. На базе экспериментальных работ, начатых под руководством И. М. Сеченова, Введенский развил учение о единстве процессов возбуждения и торможения, вскрыл их ритмический характер и практическую неутомляемость нервов. По мнению А. А. Ухтомского, ученика Н. Е. Введенского, функциональной единицей деятельности мозга является система нервных центров, а не отдельная рефлекторная дуга. С 1904 г. он разрабатывал учение о доминанте как общефизиологическом принципе деятельности нервной системы. В. А. Вагнер, рассмотрев основные этапы развития психики, обосновал идею сопряженной эволюции инстинктивного поведения с эволюцией поведения разумного типа. Он указал, что синтез зоопсихологии с дарвинизмом приведет к созданию общебиологической теории поведения, построенной на принципах эволюционизма.
...От К. Бернара и И. Ф. Циона Павлов воспринял представления о нервизме и об организме как сложной, целесообразно действующей, но управляемой механистическими законами машине. Придерживаясь этого представления, Павлов стремился в целостностном реагировании высших животных вскрыть жестко детерминированные, повторяющиеся регулярности в выполнении определенных функций. Главная цель его исследований заключалась в изучении не столько внутренней среды организма, сколько его взаимоотношения с окружающим миром. Для этой цели он создал, по выражению Д. Тодеса, «целый исследовательский завод», где в период 1893-1904 гг. работали более ста человек, объединенных единой программой и методикой исследований, в которой подопытная собака была не столько препарированным организмом, сколько искусственно созданной технологией для исследования поставленной задачи. Это позволило впервые в мировой практике провести исследование физиологических механизмов деятельности пищеварительных систем в условиях хронического эксперимента на здоровом животном, при сохранении целостной и непрерывной работы желудочно-кишечного тракта.
...При явной биологизации социальных процессов Павлов огромное значение придавал возможности усиления этого рефлекса путем воспитания и обучения, что позволит проявить огромные потенции «нашей творческой силы». В том же году Павлов совместно с М. М. Губергрицем предложил понятие «рефлекс свободы».
...Приехав в Санкт-Петербург, Бэр среди прочих академических обязанностей заведовал Анатомическим кабинетом ИАН и продолжал заниматься антропологией. Он разработал программу и методику краниологических исследований, собрал обширную коллекцию черепов и выполнил первые работы по краниологии древнего населения России. Начало этим исследованиям положили измерения и классификация черепов, собранных адмиралом Ф.Ф. Литке во время кругосветного путешествия. Антропологическая коллекция в Кунсткамере, собранная Бэром, была хорошо известна в России. Благодаря Бэру Россия стала одной из первых стран, где физическую антропологию выделили в специальную дисциплину. Хотя цензура во времена Николая I предписывала: «Всякая вредная теория, таковая, как, например, о первобытном зверском состоянии человека, будто бы естественном <…> и тому подобные отнюдь не должны быть одобрены к печатанию», - появлявшиеся сведения о находках «дилювиального» («допотопного») человека волновали российскую публику. Ответом на общественный запрос стал доклад Бэра «О древнейших обитателях Европы» в декабре 1859 г. в Русском географическом обществе с обзором новейших данных о находках ископаемого человека во Франции, Дании и Швейцарии. Бэр сыграл важную роль и в международной институциализации физической антропологии. По его инициативе в 1861 г. в Гёттингене состоялся Первый международный конгресс по антропологии, который, по замыслу Бэра, должен был стандартизировать методику антропометрических изменений.