Колчинский Э. И. (1940-2020) Биология Германии и России-СССР в условиях... (2006)

May 23, 2023 19:08

социально-политических кризисов первой половины ХХ века (между либерализмом, коммунизмом и национал-социализмом).
Глава вторая. Биология Германии и России накануне революционных потрясений
«Борьба за существование» и политическая борьба
...От русских радикалов 1860-х гг. (П.Л. Лаврова, В.А. Зайцева, Н.Д. Ножкина и др.) идет традиция рассматривать дарвинизм как естественнонаучную основу революционных преобразований. Г.В. Плеханов дал первую марксистскую интерпретацию дарвинизма в России, рассматривая его как краеугольный камень марксистской философии. Плехановское выражение «марксизм есть дарвинизм в его приложении к социальным наукам» повторяли в многочисленных публикациях. Аналогии между дарвинизмом и историческим материализмом первоначально искали с целью доказать научный характер последнего. Желая заменить религию авторитетом науки, социал-демократы заботились о популяризации дарвинизма, пропаганде его среди пролетариата. В этом помогали им и либералы в своих публичных лекциях и популярных изданиях. Но нередко под видом дарвинизма российские социал-демократы излагали виталистические и спиритуалистические взгляды Геккеля или Уоллеса.
Проблемами эволюции интересовались широкие круги общественности, что позволяло биологам чувствовать себя вовлеченными в активную общественно-политическую деятельность. Статьи по проблемам эволюции часто публиковались в популярных литературных журналах «Отечественные записки», «Русский вестник», «Русская мысль», «Русское богатство», «Русское слово», «Северный вестник», «Современник», на страницах которых длительно дискутировали сторонники разных концепций эволюции. За ними внимательно следили образованные слои Российской империи, чьи симпатии обычно были на стороне тех эволюционистов, взгляды которых можно было бы использовать в общественной деятельности и политической борьбе.

...Довольно сдержанным было отношение к теории естественного отбора со стороны цензуры, которая не препятствовала публикации объемных книг самого Дарвина и его последователей, а также эволюционных статей в научных журналах. И в дальнейшем по мере роста популярности дарвинизма власть старалась препятствовать лишь распространению его идей в народных массах, опасаясь, что они подорвут устои государства и догматы церкви. К рукописям и печатным наборам популярных книг, брошюр и статей, в которых с дарвиновских позиций обсуждался вопрос о природе человека и его происхождении от обезьян, цензура относилась более придирчиво, но их, в конечном счете, она также пропускала.

...О приложении борьбы за существование к человеческому обществу писал и кумир российских нигилистов Д.И. Писарев, трансформируя дарвинизм в социал-дарвинизм, оправдывая тем самым революционную борьбу и террор.

...Влияние не только научных доводов, но и общей социально-политической ситуации в стране прямо отразилось на учении К.Ф. Кёсслера и П.А. Кропоткина о взаимопомощи как факторе эволюции или в гипотезе А.С. Фаминцына и К.С. Мережковского о симбиогенезе. Пропаганда идей солидарности, сотрудничества, кооперации как более совершенных форм организации общества оказалась не безразличной для некоторых авторов этих концепций. Кропоткин был одним из общепризнанных теоретиков анархизма, а Фаминцын активно поддерживал революционные выступления студентов и участвовал в либерально-демократическом движении. Правда, другой соавтор концепции симбиогенеза Мережковский придерживался крайне правых взглядов. Н.Г. Чернышевский, звавший крестьян «взяться за топор», резко критиковал дарвинизм прежде всего из-за многочисленных попыток использовать его социал-дарвинистами.

...В слабом распространении генетики кроется одна из причин того, что здесь не получили широкого признания евгенические идеи, а тем более расово-гигиенические, тогда как за рубежом они становились все более и более популярными.

Психофизиологическая проблема и политика
...Общепризнанным создателем первой русской физиологической школы был И.М. Сеченов, но среди его учеников и последователей можно встретить ученых, разных по своим политическим, философским и религиозным воззрениям. Их споры были стимулированы трудами И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863), «Кому и как разрабатывать психологию» (1873) с доказательствами того, что все феномены сознательной и бессознательной жизни совершаются рефлекторно. С рефлексами он связывал способность организмов осуществлять обратную связь с внешней средой, сохраняя при этом постоянство основных биохимических, энергетических и физиологических процессов за счет постоянной коррекции реакции.

...Он также доказывал, что высшие психические и интеллектуальные процессы должны подавлять низшие функции организма, обеспечивая моральное поведение - признанный гарант правопорядка в обществе. Рассматривая психически регулируемое действие как инструмент приспособления к среде, Сеченов трактовал его как орудие выживания, сформированное в ходе эволюции. Эти представления, лежавшие в русле развития идей Дарвина, с самого начала стали предметом ожесточенной борьбы, далеко выходящей за пределы науки, а в условиях реформируемой России в 1860-х гг. стали знаменем борьбы за воспитание «нового человека», освобожденного от религиозных догм и идеологем предшествовавших поколений.
Первоначально популярное изложение взглядов Сеченова должно было появиться в журнале «Современник», но после ареста в декабре 1863 г. его редактора Н.Г. Чернышевского контроль цензуры усилился, и цензор усмотрел угрозу для основ общества и морали в попытках автора свести психическое к нейрофизиологическим процессам. Под названием «Рефлексы головного мозга» работа появилась в специализированном медицинском издании, а Сеченов попал в сферу внимания тайной полиции. Зато шестидесятники, ратовавшие за радикальные социально-политические и экономические изменения под флагом борьбы с религиозными и идеалистическими представлениями, увидели в ней естественнонаучное обоснование своих программ. Религиозную концепцию «души» они трактовали отныне как фундамент идеологии подавления личности государством, церковью и семьей.
Исследованиями Сеченова оправдывали разночинцев, выбравших тяжелый интеллектуальный труд как способ карьеры в трудных условиях больших городов. Они вселяли надежду, что лишения закалят их волю, а аскетический образ жизни окажется лучшим способом подготовки к миссии будущего революционера и реформатора общества. В физиологических терминах, им казалось, Сеченов объяснял подавление чувств и потребностей как процессы торможения в центральной нервной системе. Одновременно он отождествлял объясняемые им феномены высшей нервной деятельности (ВНД) с моральными качествами общественных кругов, которым он симпатизировал. На склоне лет, в 1901 г. сам Сеченов признал, что исповедовал нигилизм как новую религию. Он активно популяризировал эволюционное учение, участвовал в переводе на русский язык и издании важнейших трудов Ч. Дарвина и Т. Гексли.

Церковь, Католичество, Биография, Кропоткин, Чернышевский, Колчинский, Мораль, Наука, Цитата, Цензура, Русский мир, Причины, Террор, Теория, Поведение, Восприятие, Плеханов, Стили мышления, Дарвин, Сеченов, Государство

Previous post Next post
Up