Александр Иванович Эртель (1855 - 1908) Письма (1909)

May 16, 2023 22:15

А. В. Погожевой. 26 декабря 1892, ст. Углянка Коз.-Вор. ж. д.
...Я склоненъ думать, что плодотворность 40 годовъ отчасти произошла и отъ того, что протестующее люди того времени испытали на себѣ самихъ глубокую и серьезную культуру. И это даже удивительно, если вспомнить, что они были сплошь «дворяне»... а съ 60 годовъ въ этоть классъ протестующихъ вступили разночинцы и вмѣстѣ съ нѣкоторыми поправками къ дворянскому міросозерцанію внесли пропасть фантастики и грубую односторонность. Это ли не знаменательный фактъ, что дворянинъ - Герценъ, эмигрантъ, въ болынинствѣ вопросовъ стоялъ ближе къ интересамъ, потребностямъ и содержанію русской дѣйствителыюсти, нежели сынъ попа Чернышевскій и дворянинъ Иванъ Аксаковъ, ближе мѣщапъ, семинаристовъ и даже крестьянъ, фигурировавшихъ хотя бы въ процессѣ 193.
Тургеневъ разсказываетъ, что однажды въ разгаръ горячаго спора съ Бѣлинскимъ ихъ позвали обѣдать, и Тургеневъ поднялся, чтобы идти. «Мы еще не рѣшили вопроса о существованіи Бога, а вы хотите обѣдать!» воскликнулъ Бѣлинскій едва не со слезами на глазахъ. Вотъ такая жанровая картинка поясняетъ страшно много въ исторіи того и нашего поколѣній.

...Однимъ словомъ, основная мысль моя та, что всѣ наши протестующія мысли и поступки возникаютъ на почвѣ нервической впечатлительности и политико-экономическихъ теорій, да примѣровъ изъ западной жизни, и что этого для плдотворнаго протеста слишкомъ мало. Намъ необходимо запастись болѣе надежнымъ багажомъ и прежде всего культурою нашего я...

П. А. Бакунинъ - А. И. Эртелю, 25 января 1893, Ялта
...Вслѣдствіе ему присущей вѣры и силою своей жизни, что одно и то же, человѣкъ вѣритъ безъ возможности сомнѣнія въ истину, т.-е. въ действительность смысла; въ какомъ бы ни было видѣ и образѣ, безсмысліе нелѣпое ему претнтъ, и онъ его нигдѣ, никогда, ни въ чемъ ни допустить, ни признать дѣйствительнымъ не можетъ: такое признаніе было бы противно существу его, по выраженію старыхъ математическихъ учебниковъ: а сего быть не можетъ, понеже сіе есть нелѣпо, т.-е. несообразно съ аксіомою, съ порядкомъ всего существующаго, съ смысломъ самой жизни, такъ какъ этотъ смыслъ и этотъ порядокъ есть одинъ и тотъ же порядокъ, одинъ и тотъ же смыслъ. Въ силу своей вѣры въ истину, въ дѣйствительность своего смысла, человѣкъ утверждаешь всѣмъ существомъ своимъ безусловное единство своего смысла съ порядкомъ, съ разумомъ всего существующаго; но вслѣдствіе ограниченности своего знанія и своего великаго невѣжества смыслъ его жизни и порядки существующаго представляются ему сплошь да рядомъ вполнѣ несообразными; ему кажется, что отвсюду его окружаютъ, лѣзутъ на него дикія химеры и нелѣпости. А потому его недостаточное знаніе неустанно стремится дополнить себя полнотою искомаго смысла,-
это метафизика, - а его смыслъ постоянно стремится обнять шире, проникнуть глубже въ порядки всего существующая), - отсюда наука: обѣ идутъ, какъ двѣ параллельный, который встречаются только въ безконечности...

...Герценъ былъ одаренъ умомъ блестящимъ, живымъ, сверкающимъ, искреннимъ, сердечнымъ остроуміемъ, но, быть-можетъ, именно потому былъ совершенно чуждъ духу и смыслу философіи, былъ антиподъ метафизики; вслѣдствіе разныхъ обстоятельствъ и случайныхъ встрѣчъ, онъ было запутался въ сѣтяхъ ея поначалу, но это было насиліе, отъ котораго онъ скоро и съ радостью высвободился и блестящимъ образомъ сдунулъ, опрокинулъ, словно карточные домики, начинавшіяся въ Россіи слабыя построенія философін и метафизики: тѣмъ самымъ онъ твердо и прочно установилъ еще и понынѣ господствующий у насъ предразсудокъ, за которымъ скрывается отрицаніе свободы, ибо въ мірѣ конечномъ, въ области позитивизма свобода есть непонятное чудо, нѣкая немыслимая химера; область позитивизма есть собственное царство Бисмарковъ, плутократіи и героевъ Панаева; свобода же осуществима и вполнѣ дѣйствительиа только въ сферѣ безконечнаго, гдѣ святое царитъ надъ полезнымъ, гдѣ жизнь побѣждаетъ всякую пошлость и всякую мертвечину...

М. Н. Чистякову, 25 марта 1893. ст. Углянка Козл.-Вор. ж. д.
...Въ сущности всѣ вы, взывающіе къ любви, недостаточно ее чувствуете.
И смѣю думать, что первый, кто органически ее чувствуетъ слабо или рѣдко, это Л. Н. Т. Онъ ее великолѣпно понимаетъ, какъ логическую аксіому, это такъ.
Но въ качествѣ логической хотя бы и аксіомы она ни на чорта не нужна. Ее нужно воспитать въ своемъ сердцѣ.

С. Соколовой 9 апреля 1893. ст. Углянка Козл.-Вор. ж. д.
...Какъ же полагаться на такое капризное чувство? Гораздо лучше же положиться на свой собственный разумъ и развить въ себѣ чувство такта и справедливости.
Вѣдь подумать только, сколько у людей убавилось бы личныхъ враговъ, если бы не это капризное и поверхностное чувство симпатій и антипатій. Да что я говорю: убавилось бы! Я думаю, что при надлежащемъ развитіи чувства справедливости враговъ совсѣмъ бы и ни у кого не было. Враги другъ другу не люди, а овладѣвающія ими ложныя понятія, привычки, суевѣрія и предразсудки. И вотъ противъ этой-то дрянной шелухи и нужно бороться во что бы то ни стало...

Герцен, Синхронизм, Эртель, Персонаж, Метафизика, Личность, Письма, Интеллигенция, Белинский, Стиль, Бакунин П. А., Наука, О непонятном, Русский мир, Тургенев, Рецепты, Мысля о смысле, Случай

Previous post Next post
Up