Часть 4. Биологическое мировоззрение и политическая практика в немецкоязычном пространстве
Глава 9. Особенности эволюционной теории и социал-дарвинизма в германии
9.6. Неодарвинизм и миграционная теория
...Первое выступление А. Ф. Л. Вейсмана против наследования приобретенных признаков
состоялось в 1883 г. В брошюре «О наследственности» ( Weismann, 1883) он привел аргументы против наследования приобретенных признаков (инстинкты и особенности строения рабочих муравьев и других бесполых форм у колониальных насекомых и др.) и подверг критике примеры, которые, как казалось в те времена, свидетельствовали в пользу наследования приобретенных признаков: недоразвитие крыльев у домашних птиц, близорукость у европейцев, бесхвостные породы домашних животных и т. п. В работе впервые были приведены результаты классических собственных экспериментов с отрубанием хвостов у мышей в 22 поколениях, которые однозначно свидетельствовали о ненаследовании механических травм.
...В дальнейшем отбор стал у Вейсмана универсальным принципом, действующим не только среди организмов, но и внутри каждого из них (внутренний, например тканевый отбор), включая отбор на молекулярном уровне («зачатковый отбор» или отбор биофор) и т. д.
...Вместе с О. фон Гертвигом и Э. Страсбургером А. Ф. Л. Вейсман был соавтором идеи о локализации вещества наследственности в хромосомах и тем самым одним из протагонистов современной генетики. Возражая против слитного характера наследственности, он выдвинул плодотворную гипотезу корпускулярного строения вещества наследственности. Для доказательства того, что наследственная изменчивость является исходным фактором эволюции, Вейсман предложил также гипотезу «зародышевого отбора», действующего на базе конкуренции детерминантов зародышевой плазмы, сведя по сути дела роль дарвиновского отбора на уровне индивидов лишь к браковке негодных форм, возникающих в процессе зачаткового отбора.
...В 1867 г. Ф. Дженкин, исходя из представлений о слитной наследственности, показал, что естественный отбор неспособен суммировать полезные изменения, которые должны последовательно уменьшаться при скрещивании вплоть до полного исчезновения, что заставило Дарвина вновь задуматься. В эпоху доменделевской генетики это возражение казалось серьезным и вынуждало многих дарвинистов вводить дополнительные гипотезы в учение о естественном отборе, в том числе и представления о миграции как об одном из главных факторов эволюции.
9.7. Эволюция и социал-дарвинизм
В Германии социал-дарвинизм получил свое наиболее полное завершение и всестороннее обоснование. Как показал М. Хоукинс, социал-дарвинизм не был каким-то гомогенным образованием, представлявшим собой социальную интерпретацию биологической концепции ( Hawkins, 1997, p. 36). На самом деле под этим термином скрывался целый конгломерат построений с разным набором идей, норм, ценностей и суждений. Хотя инициатива переноса на человеческое общество борьбы за существование и естественного отбора принадлежит английскому идеологу либерализма Г. Спенсеру, она горячо поддерживалась Э. Геккелем. Для Спенсера природа человека была проблемой, завершающей биологию и начинающей социологию ( Спенсер, 1870, с. 384-394). Он полагал, что в основу социологии должно быть положено биологическое знание, пренебрежение которым приведет к ужасным последствиям, а именно к преобладанию в мире наиболее слабых рас. Геккель и его последователи всячески старались донести эти идеи до общества и власти. В итоге популярность социал-дарвинизма и тесно связанной с ним евгеники в Германии стремительно росла. Великая экономическая депрессия в 1873-1895 гг. породила ощущение надвигающейся дегенерации. Индустриализация и урбанизация были связаны с ростом социальной напряженности, безработицы, забастовками, локаутами, что угрожало и промышленникам, и традиционной прусской правящей элите, а образованный средний класс Германии видел в ней опасность для самого государства. Подтверждение этому они усматривали в увеличении преступности, проституции, венерических, инфекционных, психических и раковых заболеваний, алкоголизма. Всё это привело к дебатам о социальных последствиях неконтролируемого экономического либерализма и быстрой индустриализации, ведущей к люмпенизации населения.
...В 1891 г. В. Шальмайер и А. Плётц одновременно пришли к выводу, что в кровавых войнах, революциях и бунтах далеко не всегда побеждали наилучшие. К дегенерации немецкого народа ведет прогресс медицины, повышающий выживаемость слабых и больных, ускоренное размножение бедных и неприспособленных. Они предлагали коренные изменения политики в области здравоохранения и демографии и введение мер расовой гигиены, впервые изложенных В. Шальмайером в брошюре «Об угрозе физической деградации цивилизованного человечества», опубликованной в 1891 г.
...Плётц поучал молодежь, что здоровые дети - это главная цель брака, а если вопреки всем мерам все-таки рождаются дети с отклонениями, то доктора должны их умертвить как можно скорее. Детей от матерей старше 45 лет, а отцов старше 50 должна постигнуть та же участь. Должно было быть определено количество детей в зависимости от уровня образования и социального дохода семьи. Кроме того, он ратовал за защиту населения от алкоголя, венерических болезней и других агентов, способных нанести ущерб «наследственной плазме». Вместе с тем он отрицал существование где-нибудь в мире чистых рас, ведь они с незапамятных времен представляли собой смесь различных племен и народов. Плётц не рассматривал межрасовые браки как безусловное зло, указывая на увеличение изменчивости, приспособляемости и жизнеспособности у потомства. По его мнению, достижения Японии, в короткое время ставшей великой державой, связаны с тем, что японцы не были чистой расой, а представляют собой смесь монголоидов и малайцев. Он критиковал как социалистов, отрицавших расовые отличия между богатыми и бедными, так и «буржуазных дарвинистов», не признающих роль социальной среды в развитии человека, и сводящих все его способности к наследственности.
...Рост расологии шел на фоне возрождения немецкого романтизма (Э. Дидерoха) и усиления критики христианства со стороны Народнического движения (Völkische Bewegung), сформировавшегося в Германии в 1870-х гг. Его сторонники, восхваляя мистическое единство немецкого народа, искали персональное спасение в самоидентификации с национальной почвой. Вместе с последователями философии монизма Э. Геккеля они отрицали христианство как чуждое нордической душе и уверяли, что душа германцев в отличие от других рас напрямую связана с природой. Поэтому необходимо сохранить исконные германские ландшафты, которые являются частью бытия немецкого народа, в то время как чувства глубинного родства с растениями и животными принадлежат к врожденным биологическим законам немецкого народа. Народническое движение подчеркивало внутреннюю духовность немцев, базирующуюся на их расово обусловленной способности к воображению и творчеству. Для них арийцы были наиболее талантливыми и творческими людьми, а современные немцы прямыми потомками арийцев. Видным идеологом Народнического движения был Э. Краузе, близкий друг Э. Геккеля, вместе с которым он выпускал журнал «Космос» - главный орган сторонников немецкой версии дарвинизма в 1870-1880-х гг. Пропагандист и защитник дарвинизма, автор популярных биографий Э. и Ч. Дарвинов, Краузе незадолго до своей смерти написал две большие книги в защиту идеологии расового превосходства арийцев и германцев ( Krause, 1891; 1893).