Глава 3. Ориентализм сегодня
III. Современный англо-французский ориентализм в полном цвету
...Недаром Ауэрбах завершает свои зрелые размышления важной цитатой из «Дидаскаликона»
Гуго Сен-Викторского:*
«Человек, который считает прекрасной свою родную землю, еще только незрелый новичок; тот, для кого любая почва как родная - уже сильнее; но совершенен лишь тот, для кого весь мир - чужбина».
Чем в большей степени способны мы отделить себя от родной культуры, тем легче сможем судить ее, равно как и весь мир с духовной непредвзятостью и великодушием, необходимыми для истинного ви́дения. И тем легче сможем мы оценить свою и чужую культуры с равным сочетанием близости и отстраненности.
* Гуго Сен-Викторский (1096-1141) - один из видных теологов-схоластов, яркий представитель Сен-Викторской школы, положил начало традиции мистицизма в XII веке. Находился под влиянием произведений Августина и Псевдо-Дионисия Ареопагита. Его «Дидаскаликон» («Наставление к обучению» представляет собой всеобъемлющий трактат по теоретическим и практическим наукам, а также тривиуму (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиуму (арифметика, музыка, астрономия и геометрия). (См.: Гуго Сенн Викторский. Наставление к обучению. Об искусстве чтения // Историко-философский ежегодник '98.- М.: Наука, 2000.)
...Если сейчас в научной (и даже популярной) работе уже невозможно рассуждать о таких вещах как «сознание негра» или «еврейская личность», то вполне допустимо заниматься изучением «исламского сознания» или «арабского характера».