Колчинский Э. И. (1940-2020) Единство эволюционной теории в разделенном мире ХХ века. (2015)

Apr 11, 2023 20:18

Часть 4. Биологическое мировоззрение и политическая практика в немецкоязычном пространстве
Глава 9. Особенности эволюционной теории и социал-дарвинизма в Германии
9.3. Ламаркодарвинизм
...Сущность теории отбора, в изложении Геккеля, сводится к взаимодействиюдвух физиологических функций, свойственных всем организмам, которые, подобно питанию и размножению, можно с таким же основанием признать за самые общие физиологические явления. Это наследственность, или внутренняя образовательная сила, и приспособляемость (лучше сказать, изменяемость), или внешняя образовательная сила. «Все свойства организма, - говорит Геккель, - либо унаследованы им от родителей, либо приобретены им через приспособление» ( Haeckel, 1866, Bd. 2, S. 168)

...Для Геккеля история человечества была лишь частью космической эволюции. Рассматривая антропологию как мощное средство для секуляризации общества, он спешил дать «научную» картину происхождения человека взамен библейской легенды о его творении, уверяя без опоры на какие бы то ни было факты, что прото-человек возник на исчезнувшем континенте Лемурия, откуда мигрировал в Азию, распространившись далее по Европе, и поэтому гиббоны для него были ближайшими предками человека. Он даже нарисовал пути миграции «лемуриан» и показал, как они дифференцировались на виды, из которых в конечном счете арийская раса оказалась высшей (Геккель, 1899; 1919). Для него главными признаками человека были высокоразвитый мозг и речь, позволяющие создавать абстрактные концепции высокого уровня ( Haeckel, 1907; 1908). Он считал, что низшие расы современного человека, например австралийцы, тасманцы, патагонцы, по интеллектуальному развитию ближе к млекопитающим (обезьянам, собаке), чем к европейскому человеку. Он уверял, что в результате в будущем возникнет новая раса сверхчеловека, и готов был способствовать ускорению его появления из арийцев. Вряд ли стоит говорить, что спекуляции Геккеля о возникновении древнейшего человека на исчезнувшем субконтиненте Лемурия, о гиббонах как ближайших предках человека, миграции «лемуриан» из Азии в Европу, о 12 видах современного человека, об европеоидной расе как высшей в эволюции человека, о появлении в будущем «сверхчеловека» и т. п. не выдержали испытания временем.

...В 1866 г. Геккель вел понятие «экология», которая должна была стать наукой о «доме природы» или «домашнем хозяйстве природы» (Haushalt). Экологию он толковал как «физиологию, изучающую отношения организмов друг с другом и с окружающей средой» ( Haeckel, 1866, Bd. 2, S. 286-289). Вскоре он дал более развернутое определение экологии, которое оказалось связанным с представлениями К. Линнея и Ч. Лайеля об экономике и политике природы. Геккель писал: «Экология организмов - наука о всех отношениях организмов с окружающей средой, с органическими и неорганическими условиями существования; так называемая “экономия природы”, изучающая взаимодействие всех организмов, которые обитают в одном и том же месте, их приспособление к окружающей среде, а также их изменения путем борьбы за существование, в особенности отношения паразитизма и т. д.» (Haeckel, 1868, S. 539). По его мнению, экология призвана объяснить механическими причинами целостность биологических сообществ и «экономию природы», которую со времен Линнея трактовали как доказательства существования божественного планирования в природе. Десять лет спустя К. А. Мёбиус ( Mцbius, 1877), обобщив свои исследования сообществ сидячих животных в небольшой книжке «Устрицы и устричное хозяйство», предложил термин «биоценоз» для обозначения совокупности организмов, совместно населяющих участок суши или водоема. Этим термином он подчеркивал взаимосвязь всех компонентов биоценоза, их зависимость от одних и тех же абиотических факторов, свойственных данному местообитанию, роль естественного отбора в формировании состава биоценоза.

...Свою натурфилософию Геккель изложил уже на склоне научной деятельности в книге «Мировые загадки» ( Haeckel, 1896), безуспешно пытаясь построить последовательную систему механистического материализма и неизбежно скатываясь при этом в примитивный витализм, анимизм и т. д. Для него душа была лишь «общим комплексом всех психических отправлений протоплазмы» и такой же физиологической абстракцией, как «обмен веществ» или «зачатие».

...Монизмом Геккель стремился снять противоречия между религией и наукой (Haeckel, 1892). Он прекрасно понимал новый социальный заказ властей предержащих в Германии и говорил от имени науки теперь то, что они хотели от нее услышать (Геккель, 1907). Будучи живым воплощением нордического идеала, Геккель любил природу, отечество, немцев и не мог допустить, что расы едины.

...Не менее трагическими были последствия его попыток применения теории эволюции к решению общественных проблем. Геккель стал одним из главных создателей социал-дарвинизма, доказывал неравноценность рас человека и необходимость умерщвления («спартанская селекция») больных ради здоровья нации, способствовал созданию расовой гигиены, ставшей медико-биологической основой национал-социализма.
Уже в первом своем выступлении в защиту дарвинизма в 1863 г. Геккель четко сформулировал все основные тезисы своего биологического подхода к обществу. Он говорил о том, что человек медленно и постепенно перешел от стада животных к примитивным формам культуры. Дальнейшее его развитие всецело подчинялось принципам прогресса, так как и «в общественных, и в духовных отношениях действуют всё те же борьба за существование и естественный отбор, которые неизбежно ведут человека к более высоким культурам… Прогресс является законом природы, который нельзя ничем остановить» ( Haeckel, 1924, S. 26-28). Основная идея этого утверждения была использована в 1900 г. для темы конкурса «Что мы узнали из эволюционной теории полезного для внутриполитического развития и законодательства государства», который проводился по инициативе Ф. А. Круппа на лучшее сочинение об использовании дарвинизма на пользу государству. От этого конкурса, где лучшим был признан труд В. Шальмайера «Наследственность и отбор в жизни людей» ( Schallmayer, 1903), отсчитывают начало официального признания научного значения расовой гигиены и социал-дарвинизма.

...Знаменитый гистолог Р. Л. К. Вирхов одним из первых среди немецких антропологов отверг идею о «фиксированных расовых типах и о жизненной сущности народного характера» (Virchov, 1872). Свое отрицательное отношение к аристократическим или шовинистическим концепциям о некой древней германской или арийской расе Вирхов высказал в 1872 г. в Берлинском антропологическом обществе. Он критиковал французских антропологов и назвал ошибкой их представления о расовой однородности арийцев. Особенно его возмущал их вывод о загрязненности населения Пруссии славянскими и монгольскими признаками, в то время как жители других немецких государств, а также Франции - якобы подлинные арийцы и аристократы. Вирхов уверял, что глупо по антропологическим и этнографическим признакам населения судить о причинах политики современных ему стран, коренным образом отличавшихся от средневековых государств. Он придерживался концепции биологического единства человечества и отвергал рассуждения о высших и низших расах. Как истинный либерал Вирхов полагал, что рабство противоречит законам природы. Для него история человечества была совокупностью особых, автономных процессов, не подчиненных действию космических факторов и законов.
В этом Р. Л. К. Вирхов резко разошелся со своим учеником Э. Геккелем, но таких, как он, было немного.

...Позднее Геккель проявил себя как теоретик расового империализма и необходимости расширения жизненного пространства для Германии. По его мнению, перенаселенная Германия без захвата огромных территорий во всем мире не сможет существовать. В «Мировых загадках» он изображал историю человечества как расовую борьбу, в которой всегда и всюду побеждали германцы как высшие представители арийской расы. В «Естественной теории творения» он называл законом природы склонность высших рас к завоеванию всё новых территорий, к подчинению или уничтожению (пример австралийцев, индейцев) обитавших там народов. Геккель призывал лидеров Германии быть более энергичными в проведении колониальной политики, не боясь столкновения с другими великими державами (Англией, Францией, США) при захвате территорий на Дальнем Востоке, на юге и севере Африки, в Южной Америке. В конечном счете он стал одним из главных архитекторов Пангерманской лиги, империалистической, милитаристической, националистической и антисемитской организации, выдвинувшей в 1890-х гг. агрессивную программу резкого расширения территории Германской империи. Создатели этой программы, в числе которых был Геккель, декларировали не только право Германии, но и ее долг управлять всем миром ( Wertheimer, 1924). Кроме того, Геккель был активным членом Немецкого союза в поддержку флота, Колониального общества, Союза зарубежных немцев и других организаций империалистической направленности ( Schmidt, 1934). Созданная им Немецкая лига монистов также всецело поддерживала империалистическую политику Германии.

Колчинский, Понятия, rassenhygiene, Немцы, Наука, Людоеды, Рассказики, Убийство, Теория, Эволюция, Вирхов, Дарвин, Понятийные поля, Геккель, Событийный гобелен, Деньги, Определения, Крупп

Previous post Next post
Up