Часть 4. Биологическое мировоззрение и политическая практика в немецкоязычном пространстве
Глава 9. Особенности эволюционной теории и социал-дарвинизма в Германии
9.3. Ламаркодарвинизм
...Сущность теории отбора, в изложении Геккеля, сводится к взаимодействию
двух физиологических функций, свойственных всем организмам, которые, подобно питанию и размножению, можно с таким же основанием признать за самые общие физиологические явления. Это наследственность, или внутренняя образовательная сила, и приспособляемость (лучше сказать, изменяемость), или внешняя образовательная сила. «Все свойства организма, - говорит Геккель, - либо унаследованы им от родителей, либо приобретены им через приспособление» ( Haeckel, 1866, Bd. 2, S. 168)
...Для Геккеля история человечества была лишь частью космической эволюции. Рассматривая антропологию как мощное средство для секуляризации общества, он спешил дать «научную» картину происхождения человека взамен библейской легенды о его творении, уверяя без опоры на какие бы то ни было факты, что прото-человек возник на исчезнувшем континенте Лемурия, откуда мигрировал в Азию, распространившись далее по Европе, и поэтому гиббоны для него были ближайшими предками человека. Он даже нарисовал пути миграции «лемуриан» и показал, как они дифференцировались на виды, из которых в конечном счете арийская раса оказалась высшей (Геккель, 1899; 1919). Для него главными признаками человека были высокоразвитый мозг и речь, позволяющие создавать абстрактные концепции высокого уровня ( Haeckel, 1907; 1908). Он считал, что низшие расы современного человека, например австралийцы, тасманцы, патагонцы, по интеллектуальному развитию ближе к млекопитающим (обезьянам, собаке), чем к европейскому человеку. Он уверял, что в результате в будущем возникнет новая раса сверхчеловека, и готов был способствовать ускорению его появления из арийцев. Вряд ли стоит говорить, что спекуляции Геккеля о возникновении древнейшего человека на исчезнувшем субконтиненте Лемурия, о гиббонах как ближайших предках человека, миграции «лемуриан» из Азии в Европу, о 12 видах современного человека, об европеоидной расе как высшей в эволюции человека, о появлении в будущем «сверхчеловека» и т. п. не выдержали испытания временем.
...В 1866 г. Геккель вел понятие «экология», которая должна была стать наукой о «доме природы» или «домашнем хозяйстве природы» (Haushalt). Экологию он толковал как «физиологию, изучающую отношения организмов друг с другом и с окружающей средой» ( Haeckel, 1866, Bd. 2, S. 286-289). Вскоре он дал более развернутое определение экологии, которое оказалось связанным с представлениями К. Линнея и Ч. Лайеля об экономике и политике природы. Геккель писал: «Экология организмов - наука о всех отношениях организмов с окружающей средой, с органическими и неорганическими условиями существования; так называемая “экономия природы”, изучающая взаимодействие всех организмов, которые обитают в одном и том же месте, их приспособление к окружающей среде, а также их изменения путем борьбы за существование, в особенности отношения паразитизма и т. д.» (Haeckel, 1868, S. 539). По его мнению, экология призвана объяснить механическими причинами целостность биологических сообществ и «экономию природы», которую со времен Линнея трактовали как доказательства существования божественного планирования в природе. Десять лет спустя К. А. Мёбиус ( Mцbius, 1877), обобщив свои исследования сообществ сидячих животных в небольшой книжке «Устрицы и устричное хозяйство», предложил термин «биоценоз» для обозначения совокупности организмов, совместно населяющих участок суши или водоема. Этим термином он подчеркивал взаимосвязь всех компонентов биоценоза, их зависимость от одних и тех же абиотических факторов, свойственных данному местообитанию, роль естественного отбора в формировании состава биоценоза.
...Свою натурфилософию Геккель изложил уже на склоне научной деятельности в книге «Мировые загадки» ( Haeckel, 1896), безуспешно пытаясь построить последовательную систему механистического материализма и неизбежно скатываясь при этом в примитивный витализм, анимизм и т. д. Для него душа была лишь «общим комплексом всех психических отправлений протоплазмы» и такой же физиологической абстракцией, как «обмен веществ» или «зачатие».
...Монизмом Геккель стремился снять противоречия между религией и наукой (Haeckel, 1892). Он прекрасно понимал новый социальный заказ властей предержащих в Германии и говорил от имени науки теперь то, что они хотели от нее услышать (Геккель, 1907). Будучи живым воплощением нордического идеала, Геккель любил природу, отечество, немцев и не мог допустить, что расы едины.
...Не менее трагическими были последствия его попыток применения теории эволюции к решению общественных проблем. Геккель стал одним из главных создателей социал-дарвинизма, доказывал неравноценность рас человека и необходимость умерщвления («спартанская селекция») больных ради здоровья нации, способствовал созданию расовой гигиены, ставшей медико-биологической основой национал-социализма.
Уже в первом своем выступлении в защиту дарвинизма в 1863 г. Геккель четко сформулировал все основные тезисы своего биологического подхода к обществу. Он говорил о том, что человек медленно и постепенно перешел от стада животных к примитивным формам культуры. Дальнейшее его развитие всецело подчинялось принципам прогресса, так как и «в общественных, и в духовных отношениях действуют всё те же борьба за существование и естественный отбор, которые неизбежно ведут человека к более высоким культурам… Прогресс является законом природы, который нельзя ничем остановить» ( Haeckel, 1924, S. 26-28). Основная идея этого утверждения была использована в 1900 г. для темы конкурса «Что мы узнали из эволюционной теории полезного для внутриполитического развития и законодательства государства», который проводился по инициативе Ф. А. Круппа на лучшее сочинение об использовании дарвинизма на пользу государству. От этого конкурса, где лучшим был признан труд В. Шальмайера «Наследственность и отбор в жизни людей» ( Schallmayer, 1903), отсчитывают начало официального признания научного значения расовой гигиены и социал-дарвинизма.
...Знаменитый гистолог Р. Л. К. Вирхов одним из первых среди немецких антропологов отверг идею о «фиксированных расовых типах и о жизненной сущности народного характера» (Virchov, 1872). Свое отрицательное отношение к аристократическим или шовинистическим концепциям о некой древней германской или арийской расе Вирхов высказал в 1872 г. в Берлинском антропологическом обществе. Он критиковал французских антропологов и назвал ошибкой их представления о расовой однородности арийцев. Особенно его возмущал их вывод о загрязненности населения Пруссии славянскими и монгольскими признаками, в то время как жители других немецких государств, а также Франции - якобы подлинные арийцы и аристократы. Вирхов уверял, что глупо по антропологическим и этнографическим признакам населения судить о причинах политики современных ему стран, коренным образом отличавшихся от средневековых государств. Он придерживался концепции биологического единства человечества и отвергал рассуждения о высших и низших расах. Как истинный либерал Вирхов полагал, что рабство противоречит законам природы. Для него история человечества была совокупностью особых, автономных процессов, не подчиненных действию космических факторов и законов.
В этом Р. Л. К. Вирхов резко разошелся со своим учеником Э. Геккелем, но таких, как он, было немного.
...Позднее Геккель проявил себя как теоретик расового империализма и необходимости расширения жизненного пространства для Германии. По его мнению, перенаселенная Германия без захвата огромных территорий во всем мире не сможет существовать. В «Мировых загадках» он изображал историю человечества как расовую борьбу, в которой всегда и всюду побеждали германцы как высшие представители арийской расы. В «Естественной теории творения» он называл законом природы склонность высших рас к завоеванию всё новых территорий, к подчинению или уничтожению (пример австралийцев, индейцев) обитавших там народов. Геккель призывал лидеров Германии быть более энергичными в проведении колониальной политики, не боясь столкновения с другими великими державами (Англией, Францией, США) при захвате территорий на Дальнем Востоке, на юге и севере Африки, в Южной Америке. В конечном счете он стал одним из главных архитекторов Пангерманской лиги, империалистической, милитаристической, националистической и антисемитской организации, выдвинувшей в 1890-х гг. агрессивную программу резкого расширения территории Германской империи. Создатели этой программы, в числе которых был Геккель, декларировали не только право Германии, но и ее долг управлять всем миром ( Wertheimer, 1924). Кроме того, Геккель был активным членом Немецкого союза в поддержку флота, Колониального общества, Союза зарубежных немцев и других организаций империалистической направленности ( Schmidt, 1934). Созданная им Немецкая лига монистов также всецело поддерживала империалистическую политику Германии.