Письма 1840-1910
95. И. Б. Файнерману. 1893 г . Июнь - июль? Я. П.
...Мне кажется, что вами уже давно пережито время толкования текстов. Радуюсь слышать, что вы пережили
и период увлечения общинами. Не скажу, чтобы я не сочувствовал этому стремлению. Разве можно не сочувствовать стремлениям к установлению наихристианнейшей формы жизни, но страшно класть высшие духовные силы, данные на внутреннее установление царства божия, на внешнюю форму, на осуществление того, чего я хочу, а чего Он может быть не хочет еще. Мы все так сцеплены, что нельзя спастись одному, нельзя и вдесятером, нельзя и народам, нельзя и 500 миллионам, а непременно надо всем без исключения, даже с животными, как Ной в ковчеге. И потому дорого не то, чтобы была та или другая внешняя форма жизни, а то, чтобы содействовать этому общему спасению, т. е. общему установлению царства божия. И тут общины, устройство их, получают свойственное им место: они одно из средств установления этого царства божия, но не более, - так же, как такое средство: вегетарьянство, распространение хороших книг, пример воздержной жизни, обличение, кроткое обличение зла и тысячи других.
99. В. П. Потемкину. 1895 г. Февраля 3. Москва.
По вечерам я всегда бываю дома.
Лев Толстой.
Владимир Петрович Потемкин (1877-1946) - после Великой Октябрьской революции видный государственный деятель, в 1940-1946 гг. народный комиссар просвещения РСФСР.
1 февраля 1895 г ., будучи студентом Московского университета, обратился к Толстому с письмом, прося его разрешить зайти, чтобы рассказать один случай из практики его отца - врача.