Эдвард Саид (1935-2003) Ориентализм. Западные концепции Востока (1978)

Mar 23, 2023 11:43

Введение
...Глава 3 «Ориентализм сегодня» начинается с того места, где остановились мои предшественники: примерно с 1870 года. Это период великой колониальной экспансии на Восток, кульминацией которой является Вторая мировая война.

...В «Тюремных тетрадях» Грамши говорит: «Отправной точкой критической разработки является осознание исторического процесса как он есть и „знание себя“ как продукта произошедшего до сего времени исторического процесса, который оставил на тебе бесконечное множество следов, не оставив при этом полного их списка». Единственный доступный мне английский перевод оставляет этот комментарий Грамши без пояснений, тогда как в итальянском тексте Грамши добавляет: «Поэтому существует настоятельная потребность вначале составить такой список».

...Всякий, живший на Западе после 1950-х годов, в особенности в Соединенных Штатах, жил в эру исключительно бурных отношений между Востоком и Западом. Вряд ли ошибусь, если скажу, что «Восток» на всем протяжении этого периода неизменно означал опасность и угрозу, даже если речь шла о традиционном Востоке или о России.

...И если мир стал ближе для западного горожанина, живущего в электронный век, то ближе стал и Восток. И теперь это уже не миф, но, скорее, место сосредоточения интересов Запада, в особенности Америки.

...Далее, вряд ли нужно говорить, что коль скоро Средний Восток ныне в такой степени отождествляется с политикой Великой державы, нефтяной экономикой и нехитрой дихотомией свободолюбивого и демократичного Израиля и злых и тоталитарных террористов-арабов, шансы на сколько-нибудь трезвый взгляд на темы, хотя бы отчасти связанные с Ближним Востоком, угнетающе малы.

Эдвард Саид. Жизнь на стыке цивилизаций
13 января, 2004 | Автор: Глебова Н.C. 
...Впервые в этом произведении Саид ввел такое понятия, как “желание лишить права владения, права собственности”. Автор обращает внимание на то, что многие западные авторы в своих исследованиях “изящно и с эрудицией внесли вклад в лишение палестинского народа прав собственности на свою Родину”. Он полагал, что люди, формирующие свое представление лишь через усвоение западного опыта в исследовании данной проблемы, фактически лишаются собственной идентичности, что является своеобразным лишением прав собственности.
Мыслитель указывал на то, что политику лишения других стран и народов “прав собственности” проводили такие государства, как США и Израиль. В работах Эдварда Саида всегда прослеживалась некоторая параллель между физическим и духовным лишением прав собственности палестинского народа. По его мнению, США являются одними из самых активных сторонников проведения политики “лишения права собственности”, которую целенаправленно проводит Израиль на протяжении уже многих лет. В целом взаимоотношения между арабами и США после первой войны в Персидском заливе, Саид охарактеризовал как улицу с “односторонним движением”: арабы все больше сдают свои позиции, а США все больше идут навстречу и защищают Израиль.

...Обращение президента США Дж.Буша к миру о положении на Ближнем Востоке, произнесенное им 24 июня 2002 года, было названо Саидом “отвратительной комбинацией спутанной мысли, пустых слов, нравоучительных и расистских назиданий в отношении палестинского народа и невероятной слепоты к фактам продолжающегося израильского вторжения на палестинские территории, произнесенной с интонацией упрямого и неосведомленного судьи, который определяет американскую внешнюю политику. При этом не стоит забывать, что все это произносит человек, который выиграл президентские выборы крайне сомнительным путем, во время губернаторства которого в штате Техас коррупция достигла невероятных размеров, чаще всего в мире назначались предельные сроки наказания за правонарушения и приводились в исполнение смертные приговоры. Маловероятно, чтобы человек, для которого главное - стремление к обогащению, прочувствовал всю боль палестинского народа и мог выступать в качестве его защитника. В присутствии трех политических деятелей (Пауэла, Рамсфельда и Райс), которые являются одними из самых продажных в мире, Буш, запинаясь, фактически подтвердил законное право израильтян убивать палестинцев”.

...В своих произведениях Саид обращал особое внимание на целенаправленную политику израильского государства в отношении палестинского народа, которая состояла в уничтожении всех следов их присутствия на территориях, являющихся предметом конфликта. В качестве примера он приводил курс “Истории Израиля”, который преподается в некоторых израильских школах и в котором история Палестины представляется историей израильского государства, прерывающуюся на времена правления Римской империи, Оттоманской империи и Великобритании. У человека, мало знакомого с историей этого региона и желающего изучить ее по этому курсу, может сложиться впечатление, что арабы, за исключением нескольких малочисленных бедуинских племен, никогда и не проживали в этом районе. Подобное стремление стереть с лица земли само упоминание о палестинском народе всегда вызывало протест у Эдварда Саида и его сторонников. “Он никогда не уставал от сопротивления новому мировому порядку, утверждения правосудия, гуманизма и установления близости между культурами и цивилизациями. Если спросить какого-либо палестинца, чем он больше всего гордится, то он, несомненно, ответит Вам - “Эдвардом Саидом”.

...По словам уже упомянутого выше известного израильского пианиста и дирижера Даниэля Баренбойма, Эдвард Саид видел в музыке не комбинацию звуков, а целостную концепцию мира. Саид указывал на тот факт, что эту концепцию невозможно описать, поскольку при этом лишается сам смысл музыкального произведения, его сущностная структура. Однако, то, что подобная концепция не может быть описана в виде словесной комбинации не означает, что она не имеет места быть.

Убийство, Грамши, Американцы, Арабы, Причины, Личность, Развитие, Враги, Палестина, Восприятие, Вторая мировая война, Евреи, Саид, Музыка, Цитата

Previous post Next post
Up