Часть 2. Эволюционный синтез в англоамериканском языковом пространстве
Глава 3. «Родина дарвинизма» и «заповедник креационизма»
3.1. Дарвиновский синтез в социально-культурном контексте XIX в.
...В 1871 г., когда общество было ознакомлено с доводами Т. Гексли (1863), К. Фогта (1863) и Э. Геккеля (1866) о животном происхождении человека от обезьян,
Дарвин опубликовал книгу «Происхождение человека и половой отбор», в которой становление интеллекта и морали объяснял действием отбора, сохранявшего признаки, повышающие шансы на репродуктивный успех, но полезные и другим особям данной группы, укрепляя сотрудничество между ними и повышая заботу о потомстве и его воспитании. Этой же проблематике была посвящена книга «Выражение эмоций у человека и животных» (1872).
...В последней книге знаменитых английских историков науки А. Десмонда и Дж. Мура «Святое дело Дарвина. Раса, рабство и поиск происхождения человека» ( Desmond, Moore, 2009) доказывается, что идеи освобождения человечества от рабства и искоренения расового неравенства лежали в основе всей творческой деятельности Дарвина, приведшей его к созданию эволюционной концепции. Она диктовалась необходимостью доказать единство человечества с целью выбить всякое естественнонаучное обоснование для оправдания рабства как неизбежного следствия биологического неравенства. Доказательство единства человека со всем миром животных в его глазах было бы важнейшим шагом в этом направлении. Для него эволюция означала эмансипацию рабов в США.
При всей спорности подобной трактовки книга явно способствует восстановлению моральной справедливости по отношению к ученому, зачастую обвиняемому в освобождении человечества от морали и этики, в насаждении социал-дарвинизма и даже национал-социализма и коммунизма. Представление Дарвина как великого гуманиста, глубоко усвоившего в юности нормы христианства, позволяет лучше понять ту удивительную смесь его личных побуждений, колебаний и научного радикализма, приведшего, наконец, в 1871 г. к изданию книги «Происхождение человека».
Всего при жизни Дарвина вышло 16 фундаментальных томов, большинство из которых выдержало сотни изданий на многих языках мира, в том числе неоднократно на русском языке ( Конашев и др., 2009). Более четверти века ушло на подготовку и издание 9-томного академического собрания сочинений (Сочинения… 1935-1959). Огромное историко-научное и культурное значение имеет эпистолярное наследие Дарвина, из которого на сегодняшний день издано 18 томов (The Correspondence… 1985-2009).
...Энциклопедичность Дарвина, его высокая репутация как естествоиспытателя, почтительность по отношению к старшим коллегам, корректность и дипломатичность в дискуссиях, умение привлекать на свою сторону авторитетных ученых, внимание к критикам и возражениям в немалой степени способствовали быстрому распространению и утверждению идеи эволюции в научном сообществе. Дарвин был интеллектуальным центром целой эпохи ( Bowler, 1990). Однако он был лишен внешнего блеска, никогда не изображал из себя рыцаря или героя науки, будоражащего публику якобы сенсационными открытиями и экстравагантными концепциями. Этот скромный труженик науки изо дня в день, из года в год пробирался через толщу запутанных проблем биологии, которые трудно было решить без генетики, экологии, палеонтологии, эмбриологии. Тем не менее, он оказался прав, выдвигая, проверяя и отбрасывая десятки гипотез, если не мог их подкрепить фактами и экспериментами. «Даунский отшельник», как нередко именовала его пресса, к его собственному удивлению более 20 лет руководил научной мыслью мира.
3.2. Английский неодарвинизм
...Основатель евгеники, биометрии, географ, метеоролог, создатель близнецового метода в генетике, Гальтон разработал метод составного портрета - предшественника современного фоторобота, разработал методы дерматоглифики, предложил количественный метод оценки интеллектуальных способностей, разрабатывал проблему наследования таланта ( Galton, 1869; 1871; 1876; 1889; 1892 etс.).
Уже в первой работе «Наследственность характера и талант» (Galton, 1865) Гальтон занял позицию, выходящую за рамки классического дарвинизма. В отличие от Дарвина он отрицал возможность наследования приобретенных признаков, отводя наследственности главную роль в детерминации физических, психических и интеллектуальных свойств человека. Естественный отбор для него был решающим фактором развития не только самого человека, но и общества, включая высшие формы общественного сознания, мораль, религию и т. д. Соображения о наследственности и отборе, как и данные психологии и статистики, привлекались им для постановки и решения проблемы усовершенствования человеческого рода.
...Для теории естественного отбора большое значение имели работы Гальтона в области биометрии. Он предложил первый способ точного измерения величины корреляции и разработал графический способ корреляции количественных признаков (Galton, 1889).
...Немало времени он потратил и на то, чтобы доказать, что ссылки на искусственный отбор мало помогают понять эволюцию, так как селекция доместицированных организмов затрагивает второстепенные признаки и легко обратима. В последнее время расхождения между Ч. Дарвином и А. Уоллесом стали предметом нескольких исследований ( Fagan, 2007)
3.3. Первые попытки синтеза катастрофизма, эволюционизма и теологии в Англии
...В авангарде этого духовного движения шли ученые-протестанты из англосаксонского мира, где в течение долгого времени господствовали идеи естественной теологии, экономии природы, баланса видов и т. д., в свою очередь непосредственно связанные с экономическими концепциями А. Смита и Т. Мальтуса о разделении труда и конкуренции как регуляторе развития экономики. Англия и США были наиболее развитыми капиталистическими странами. Поэтому не случайно, что здесь и начались попытки истолковать естественную теологию с эволюционных позиций с использованием моделей экономического развития. При этом не возникало серьезных коллизий между эволюционными и религиозными представлениями отдельных ученых. Оказалось, что, придерживаясь эволюционных взглядов, вполне можно было считать, что: 1) явления и процессы действуют по принципам, установленным в дни Творения и действовавшим впоследствии без всякого вмешательства сверхъестественных сил; 2) время от времени происходит непосредственное вмешательство Творца; 3) все изменения происходят благодаря постоянному воздействию верховной силы ( Gray, 1963, p. 130).