Часть третья. Приложения
Приложение V. Словарь индо-тибетского и российского буддизма (имена, термины и доктринальные понятия)
Знание (сан. jnana, тиб. уе shes) - в отличие от современного представления о знании
как сумме сведений (информация) обо всём, в буддизме оно понималось таковым только применительно к Закону (Дхарма), Пути (марга), искусным средствам (упайя-каушалья) содействия в Пути, Состраданию (каруна) по отношению к другим существам и т. д. В этой связи весьма характерны различные учения, количественно определяющие аспекты З.: матрики, списки терминов. К примеру, учение о «десяти З.» предполагает знание четырёх Благородных истин, а также 5) Закона, 6) причинной связи, 7) обусловленности значениями и знаками всего познаваемого (и потому относительного), 8) содержимого других умов, 9) а также знание о том, как искоренить омрачения и 10) как не порождать мысли и образы. Учение о «пяти З.» раскрывается в методах духовного познания: 1) знание о том, как воспринимать всё подобно зеркалу, 2) как относиться ко всему равно, 3) как исследовать, различать, анализировать, 4) как выполнять то, что необходимо сделать, 5) как воспринимать Закон в состоянии совершенной чистоты. См. Джняна, Пять знаний, а также [Андросов 2000а: 567-568].
Кангьюр (тиб. bка' 'gyur, переводы Слова Будды, в монголизированном произношении- Ганджур, возможно также иное чтение: Канжур)- каноническое собрание Законоучения, составленное из сутр и тантр, переведённых с санскрита на тибетский язык в VIII- XIII вв.
...В XVII в. завершился перевод К. с тибетского на монгольский язык. Первая полная редакция его рукописей была осуществлена в 1628-1629 гг. 113 её томов, приобретённых в XIX в., хранятся в С.-Петербургском университете. Но в этом собрании недостаёт более 60 томов, находящихся в других местах (большая часть в Улан-Баторе).