Андросов Валерий Павлович (1950-2021) Учение Нагарджуны о Срединности : М.: Вост. лит., 2006

Feb 03, 2023 01:17

Часть третья. Приложения
Приложение V. Словарь индо-тибетского и российского буддизма (имена, термины и доктринальные понятия)
Благородные истины (сан. arya-satyani, пали ariya-sacca) - основоположения буддизма, которые включают в себя сущность всех его доктрин, особенно раннего периода и школ Малой колесницы, Хинаяны. В первой своей проповеди Будда провозгласил четыре Благородные истины: (1) Есть страдание (духкха), которым объяты все формы существования, включая богов; нижний уровень страдания - недовольство, несогласие, неудовлетворённость, верхний - боль, мучение, смерть. (2) Есть причина (самудайя) страдания, которая включает в себя три вида желания, или привязанности («цепляния за»): жажда страсти, жажда бытия, в том числе и существования после смерти, желание небытия и несуществования после смерти - все они суть движители колеса рождений. (3) Есть прекращение (ниродха) действия причины, представляющее собой забвение желаний, освобождение от них и связанных с ними омрачений сознания. (4) Есть Путь (марга), ведущий к освобождению от страданий, это благородный Восьмеричный Путь правильных воззрений, размышлений, речей, действий, способов поддержания жизни, способов приложения сил, способов памятования и сосредоточений.
...Обычно для пояснения смысла их сравнивают: первую - с болезнью, вторую - с её диагностикой, третью - с процессом излечения и четвертую - с лекарственными снадобьями, необходимыми для этого. На философском языке истина страдания означает всеобщий закон изменчивости, непостоянства (анитья) и отсутствия вечной души (анатман), а также пустоты самосущего.

Буддизм: ...Буддийская трактовка идеи неотвратимости возмездия/воздаяния отличалась отрицанием идеи вечного носителя кармы, т. е. души, атмана. Кроме того, согласно школам Малой колесницы, лишь самостоятельные нравственные и духовные усилия могут благоприятно сказаться на судьбе. Ибо над законом кармы индивида не властны ни иные люди, ни боги, ни сверхъестественные силы: «Чистота и нечистота связаны только с самим собой, одному другого не очистить» («Дхаммапада», 165).

...Со II по XI в. санскритские рукописи активно переводились на китайский язык и были собраны в единую колоссальную Трипитаку (её современное издание энциклопедического формата занимает 85 томов, содержащих 2184 текста).

Причины, Буддизм, Жизнь, Понятийные поля, Выражение, Андросов, Цитата

Previous post Next post
Up