Часть вторая. «Коренные строфы о Срединности» («Мула-мадхьямака-карика») и «Толкование Коренных строф о Срединности, [называемое] Бесстрашным опровержением догматических воззрений]»
II. Перевод ММК и «Акутобхайи»
[Двадцатая пятая глава] Исследование прекращения череды рождений - нирваны
10
[Просветлённый] Учитель говорил об отречении
Как от [жажды] бытия, так и от [жажды] небытия.
Поэтому имеет смысл определять «конец череды рождений»
Как то, что не является ни существованием, ни несуществованием.
Благодатный по этому поводу говорил об отречении как от [жажды] бытия, так и от [жажды] небытия, поэтому и сказано, что конец череды рождений не является ни существованием, ни несуществованием.
…
Воззрения о том, что Истинносущий есть после полного прекращения [действия причины страдания], что Его нет, что Он есть и нет одновременно, и неверно, что Он есть и нет одновременно; воззрения, что мироздание имеет предел, что оно не имеет предела, что оно имеет и не имеет предела одновременно, и неверно, что оно имеет и не имеет предела одновременно; воззрения, что мироздание вечно, что оно невечно, что оно вечно и невечно одновременно, и неверно, что оно вечно и невечно одновременно*,- все они опираются на воззрения о конце череды рождений и о [состояниях], предшествующем этому и последующем этому.
* Здесь (и в строфе) перечислены 12 из 14 «непрояснимых» положений, или безответных вопросов, буддизма, см. ДС, CXXXVII [Андросов 2000а: 596-597]. О них хорошо сказано в «Дружественном послании» (108): «Известны четырнадцать непрояснимых положений о мироздании, которые перечислены Потомком солнца. Все они мешают сосредоточению, так как, размышляя над ними, ум не обретает умиротворения» [там же: 105].
…
24
Просветлённым не проповедовался Закон
Нигде, никому и никогда.
Ибо [в этом состоянии] все восприятия замирают,
Многообразие проявлений умиротворяется и наступает безмятежность.
[Двадцатая шестая глава] Исследование двенадцати звеньев
...Тот, кто охвачен жаждой, привязывается к достижению целей четырёх видов. Когда он привязывается к достижению целей (обладанию), тогда у обладателя этой привязанности появляется бытие (жизнь). Без привязанности к обладанию он бы освободился и его бытие (жизнь) больше не возникало. Но поскольку есть привязанность к обладанию, возникает бытие, которое нужно понимать как наличие пяти групп дхармо-частиц (скандха). Из бытия происходит рождение. Благодаря рождению возникают старение, смерть, скорбь, горестный плач, боль, мука ума (отчаяние) и горячность (вспыльчивость). Так проявляется исключительно это скопище страдания, бытие это и есть накопление страдания.
...Когда прекращается неведение, тогда перестают возникать силы и влияния прежних деяний.
из примечаний
Эти четыре вида достижения целей, или привязанности к обладанию, известны ещё с древних времён. Например, в «Маджджхима-никае» (I, 51) говорится, что это цели желаний (кома), воззрений (диттхи), обетов (правил) нравственного поведения (silabbata) и идея самости, Я, атмана (attavada). Эти же цели перечислил ... в своём комментарии Чандракирти [Prasannapada 1903-1913: 555], см. также [Андросов 2000а: 513-514].