М. И. Ковалинский: Жизнь Григория Сковороды Написанная 1794 года в древнем вкусе
...Многие из соучеников его бывших, из знакомых, из родственников,
будучи тогда монахами в Печерской лавре, напали на него неотступно, говоря кругом:
- Полно бродить по свету! Пора пристать к гавани, нам известны твои таланты, святая лавра примет тебя, как мать свое дитя, ты будешь столб церкви и украшение обители.
- Ах, преподобные! - возразил он с горячностью. - Я столботворения умножать собою не хочу, довольно и вас, столбов неотесанных, во храме божием.
За сим приветствием старцы замолчали, а Сковорода, смотря на них, продолжал: «Риза, риза! Сколь немногих ты опреподобила! Сколь многих окаянствовала, очаровала. Мир ловит людей разными сетями, накрывая оные богатствами, почестями, славою, друзьями, знакомствами, покровительством, выгодами, утехами и святынею, но всех несчастнее сеть последняя. Блажен, кто святость сердца, то есть счастие свое, не сокрыл в ризу, но в волю господню!»
Монахи-старцы переменялись в лице, слушая сие; но звон позвал их, и они поспешили на молитву.
...Не прошло двух месяцев, как он приехал из Киева опять в Харьков. Украину предпочитал он Малороссии за воздух и воды. Реки почти все цветут в Малороссии, отчего и воздух имеет гнилость. Он обыкновенно называл Малороссию матерью потому, что родился там, а Украину - теткою по жительству его в оной и по любви к ней.
Из примечаний автора
Ксенофонт и Платон описывают различные происшествия, где Сократов дух, так называемый гений, предсказывал такие вещи, которых не можно истолковать из обыкновенных известных естественных сил души. Когда его осудили на смерть и друзья его советовали, чтобы он написал оправдательную речь, - «Я несколько раз принимался писать оную, - сказал Сократ, - но гений всегда мне в том препятствовал. Может быть, угодно богу, чтобы я умер ныне легкою смертью, пока не приду в старость, многоболезненную и немощную уже».